Николай Максимович закончил Тбилисское, затем Московское хореографическое училище. «Я на классе плакал, педагог у меня был жесткий человек. Там все плакали. Но в какой-то момент слезы у меня высохли и все», — вспоминает Цискаридзе.
В труппу Большого театра он будет принят в начале 1990-х. Потом окончит еще и Московский хореографический институт. «Самое главное в моей жизни, что я стал артистом, и мне не стыдно за все, что я делал», — утверждает теперь экс-премьер Большого.
Среди наиболее известных исполненных им партий — Граф Альберт в «Жизели», Германн в «Пиковой даме», Принц Дезире в «Спящей красавице», Оберон в балете «Сон в летнюю ночь».
Сегодня Николай Максимович — сам наставник, судя по всему, жесткий и требовательный. Цискаридзе откровенно говорит, что своих учеников не жалеет:
«Если я их буду жалеть, значит, я на них поставил крест. Жалость — это унижение. Людям преподают профессию. Это серьезная профессия, где не нужны хлюпики, не нужны слабаки, не нужны плаксы».
Известно, что ученики про этом Цискаридзе обожают. А он нет-нет да вздохнет, глядя на молодежь:
— В этом году, который указом президента объявлен Годом педагога и наставника, вы отметили еще один личный юбилей — ровно 10 лет, как вы возглавляете Академию русского балета имени Вагановой. В связи с этим хочу задать вопрос: как вы относитесь к необходимости реформирования системы хореографического образования, о чем много пишут у нас и на Западе?
— Все, что касается Запада, меня абсолютно не волнует, потому что там нет никакой системы образования, кроме двух мест — Копенгагена и Парижа. Все остальное придумано за последние десятилетия, а мы учим уже почти 300 лет. Я когда-то пошутил, что балетное образование в России родилось раньше, чем США как государство. Когда я слушаю английских критиков о необходимости реформы хореографического образования, то невольно задаюсь вопросом: кто вы такие? У вас балет существует несколько десятилетий, и вы учите меня, носителя балетных традиций? В нашей академии главным является подготовка артистов классического танца. Ему учат только в Париже, Санкт-Петербурге, Копенгагене и Москве.
— Вы много занимаетесь благотворительностью, помогаете друзьям, ветеранам сцены, ученикам, но никогда об этом не говорите, что отмечают даже ваши недоброжелатели. Другие бы на этом пиарились по полной программе…
— Ну, во-первых, я не другие, я сам по себе. Во-вторых, я хорошо запомнил сказанные однажды Мариной Тимофеевной Семеновой слова: «Мы с Улановой много в тебя вложили. И потому каждый раз, когда ты будешь встречать человека, которому надо помочь, у которого есть способности, помогай!»
— Как вы относитесь к решению об объединении дирекций Большого и Мариинского театров?
— Весьма одобрительно. Такой опыт, и весьма успешный, в России уже был — до 1917 года. Это позволит, на мой взгляд, укрепить связи двух крупнейших театров страны между собой, а также с другими музыкальными театрами России и зарубежья, расширит сферы их всестороннего сотрудничества, даст возможность более эффективно использовать творческие, рекламные, гастрольные, кадровые, финансово-правовые и другие ресурсы. В успехе объединения я не сомневаюсь еще и потому, что новую дирекцию возглавил выдающийся музыкант, имеющий огромный опыт успешного руководства крупными творческими коллективами, — Валерий Абисалович Гергиев.
— На днях инициативная группа избирателей, в которую вошли Гергиев и вы, поддержала решение действующего главы государства Владимира Путина участвовать в президентских выборах в качестве кандидата-самовыдвиженца.
— Это правда. Как на прошлых, так и на текущих президентских выборах я имею честь быть одним из доверенных лиц Владимира Владимировича и могу сказать, что он всегда оправдывает надежды избирателей.
Для меня не пустые слова «честь» и «достоинство», особенно в переломный момент для России и мира в целом, а он эти понятия олицетворяет. У него никогда слова с делом не расходятся. Я имел возможность неоднократно общаться с Путиным лично и всегда отмечал его умение вникать в самую суть проблем и государственный подход в их разрешении. Подобный уровень профессионализма не может не вызвать уважения и доверия.
— Знаю, что вы много путешествуете. Есть места, которые вам особенно дороги?
— Я повидал много стран, объездил всю Россию. Есть столицы, города, места, которые запали мне в душу, запомнились на всю оставшуюся жизнь, куда хочется возвращаться и возвращаться. Это и незабываемые впечатления, и друзья, и воспоминания о прошлом, дающем возможность заглянуть в будущее и задуматься о настоящем, как утверждали древние. Но на свете для меня есть только два главных города: Тбилиси, где я родился, и Москва, где я живу.