«Давайте попробуем сегодня что-нибудь другое», — предлагает мой терапевт, когда мы сидим друг напротив друга в его офисе Polanco в Мехико. «Вы слышали о «constelaciones familieses»?» Признаюсь, нет, но я заинтригован. Альваро — профессор мексиканского терапевта, чья модальность колеблется между глубоким психоанализом, космической духовностью и практической уличной смекалкой. Я ценю разнообразные методы, которые он применяет на наших занятиях.
Он вытаскивает небольшой тканевый мешочек и переворачивает его. На стол рассыпаются простые деревянные фигурки, каждая разного цвета, но в остальном идентичные. Увидев мой растерянный взгляд, он сгребает их в кучу и переворачивает. «Выберите один, который будет представлять вашего дедушку по отцовской линии», — говорит он. Я выбираю оранжевый.
Он просит меня выбрать разные цвета для каждого из моих родителей, бабушек и дедушек, прадедов и прадедов и так далее, пока не будет представлена моя большая семья. По указанию Альваро я также выбираю белую фигурку, изображающую себя, отбрасывая в сторону тот факт, что этот цвет создает стереотипный образ невинности.
«Теперь поместите их друг к другу». Я рассматриваю каждого персонажа и аккуратно размещаю его на поверхности стола.
В течение следующего часа мы обсуждаем расположение фигур относительно друг друга и моей прокси-фигуры. Альваро комментирует позиционирование, задавая глубокие вопросы, которые меня волнуют, но также подсказывают новые точки зрения. «Вы отвергли свою семью», — отмечает он, указывая на то, что моя доверенная фигура находится вдали от группы других фигур, повернувшись спиной.
«Я не такой, как они», — протестую я. «Я выбираю жить по-другому».
«Вы не сможете их оттолкнуть», — предупреждает он. «Чем активнее вы что-то исключаете из своей жизни, тем больше это требует вашего внимания. Они твои предки. Лицом к ним. Поблагодарите их, выразите им свое почтение, а затем попросите разрешения жить по-другому».
— Уфф, — выдыхаю я, чувствуя, как по коже пробегают мурашки. В течение многих лет я восставал против жестких ожиданий моей семьи относительно традиционных представлений о стабильности и успехе. Выбрав жизнь за границей, вдали от комфорта и безопасности, присущих высокопоставленной корпоративной работе, я сделал себя чем-то вроде белой вороны.
Альваро ведет меня по-испански, чтобы попросить разрешения у моих предков: «Моя семья… я прошу прощения за то, что отверг вас… оставьте мне свое благословение жить новой и другой жизнью. И поэтому я уважаю их». (Моя семья… Я прошу прощения за то, что отверг вас… даруйте мне свое благословение жить по-другому… и таким образом я прославлю вас.)
Со слезами на глазах я выхожу из кабинета с ощущением легкости и ясности. Отвергнув свое наследие и свою семью, я неосознанно создал напряжение, которое одновременно блокировало и истощало меня. Чтобы обрести покой, мне нужно было чтить свои корни, живя подлинно.
Растущая любовь Мексики к семейным созвездиям
С тех пор я заметил, что практика семейных расстановок часто упоминается в Мексике. Прогуливаясь по Авенида Амстердам в Мехико через несколько дней после моего собственного опыта, я слышу, как женщина рассказывает подруге о сеансе групповой расстановки, на котором она раскрыла свои бурные отношения с отцом. «Я больше не злюсь», — говорит она по-испански. “Я прощаю его.”
В групповых чатах эмигрантов и мексиканцев почти еженедельно делятся событиями созвездий. Большинство мексиканцев, с которыми я разговаривал, участвовали в этом или, по крайней мере, слышали об этом.
«О да, я делал это даже с лошадьми», — говорит мне один друг из Монтеррея. “Лошади?” — спрашиваю я в замешательстве. Она терпеливо объясняет: «Лошади. Я поехал на ранчо за городом, где мы расставили лошадей, как вы сделали с деревянными фигурками. Фасилитатор интерпретировал энергию и поведение лошадей, чтобы раскрыть семейную динамику».
Очаровательный. В мексиканской культуре есть что-то такое, что делает ее благодатной почвой для этой практики.
Как работают семейные расстановки
Динамика нашей семьи, прошлая и настоящая, глубоко формирует нашу жизнь – так же глубоко, как и на генетическом уровне. Сознательно или нет, но эти модели поколений, травмы и убеждения проявляются в нашем поведении и мировоззрении.
Семейные расстановки, разработанные немецким психотерапевтом Бертом Хеллингером в 1990-х годах, позволяют участникам и ведущим выявить психоэмоциональное наследие семьи, влияющее на их жизнь. Это терапевтический метод, направленный на разрешение конфликтов, повышение самосознания и содействие изменениям путем изучения семейных ролей и динамики.
Участники, индивидуально или в группах, используют представителей (существ или объектов) для символического разыгрывания семейных ролей, выявляя на поверхность бессознательные установки и скрытые эмоции, связанные с семейным опытом. Это позволяет по-новому интерпретировать дисфункциональные семейные модели, справиться с неразрешенными эмоциями и примирить прошлые события и отношения.
Существует множество способов проведения расстановок — с использованием фигурок, лошадей, камней, цветных вырезов следов на полу или даже предметов, плавающих в бассейнах. Один координатор, Диана Гарсиядаже применяет семейные расстановки в корпоративных условиях, проводя сеансы с организационными командами в Мексике.
Используя следы, она смотрит, движутся ли отделы в едином направлении или мешают друг другу – они сгруппированы вместе или наступают друг другу? Блокируют ли они цели компании? Гарсия применяет концепцию расстановки и на уровне руководителей, показывая владельцам, как динамика рабочего места может отражать дисфункциональные семейные модели, проявляющиеся подсознательно. «Проблемы и роли, которые мы принимаем в своих семьях, часто воспроизводятся в нашей профессиональной среде, даже если мы этого не осознаем». Она объясняет.
Культурное объятие семейных созвездий Мексики
Глубокий акцент Мексики на семейных узах и культурная открытость альтернативным практикам исцеления создают благодатную почву для семейных расстановок. Концепция предков имеет большое значение в мексиканской культуре, как и семейная ячейка, состоящая из нескольких поколений, выходящая за рамки нуклеарной семьи. В Мексике семья традиционно рассматривается как сильная, взаимосвязанная сеть (Семьи Муэган или «склеенные» семьи, которые всегда вместе), которые выходят за рамки ближайших родственников и включают дальних родственников и предков.
Хотя эта близость по своей сути не является негативной, она может стать нездоровой без четких границ. Расстановки помогают понять, почему кто-то может чувствовать себя одиноким или подавленным, несмотря на то, что он окружен семьей, потому что его благополучие неразрывно связано с общим здоровьем семейной системы, включая влияние прошлых поколений.
Еще одним важным аспектом мексиканской культуры, который соответствует принципам семейных расстановок, является уважение к старшим и почитание предков в мексиканской культуре. Ожидается, что мексиканцы будут уважать предков, хотя это может вызвать диссонанс, если у кого-либо из семейных предков есть трудная история или прошлая травма. Расстановки предлагают способ справиться с этим противоречием, не проявляя неуважения к предку, сосредоточив внимание на событиях, отношениях и «судьбах» внутри семейной системы.
Это почтение к предкам вплетено в ежегодное празднование Dia de los Muertos в честь ушедших близких, укрепляя взаимосвязанный взгляд на семью, объединяющий несколько поколений, который соответствует принципам семейных расстановок и раскрывает травмы, перенесенные между поколениями.
За пределами терапии: чтим мексиканский стиль прошлого
В культуре, которая так горячо прославляет семейные узы, вполне уместно, что семейные созвездия нашли дом на богатой почве Мексики, стране, где древние обряды освещают семейные узы, которые одновременно закрепляют и ограничивают душу.
От ранчо, использующих лошадей для воплощения семейных ролей, до залов заседаний, отображающих организационные модели, отражающие динамику домашнего хозяйства, расстановочная работа раскрывает основные энергии, формирующие идентичность.
Для тех, кто стремится распутать стереотипы поколений, сохраняя при этом благоговение, уникальный культурный контекст Мексики является идеальным местом для того, чтобы алхимизировать бремя предков в благословения посредством семейных расстановок.
Моника Белот — писатель, исследователь, стратег и адъюнкт-профессор Школы дизайна Парсонс в Нью-Йорке, где она преподает в рамках программы стратегического дизайна и управления. Разделяя свое время между Нью-Йорком и Мехико, где она живет со своим озорным серебристым щенком лабрадора Атласом, Моника пишет на темы, охватывающие все: от человеческого опыта до путешествий и исследований в области дизайна. Следите за ее разнообразными каракулями на Medium по адресу https://medium.com/@monicabelot.