Состояние Марджори Пост оценивалось в своё время в 250 миллионов долларов. Такими капиталами тогда и среди мужчин владели единицы. По нынешнему курсу это примерно пять миллиардов долларов.
Во всем мире она сейчас известна как обладательница богатейшей коллекции произведений русского изобразительного и ювелирного искусства.
Два раза она выходила замуж за банкиров. Третий муж, Джозеф Дэвис, был адвокат, из низов, очень умный делец. Франклин Делано Рузвельт предложил ему пост дипломата в Москве. Супруги прибыли в Москву 19 января 1937 года на специальном поезде в сопровождении 16 слуг. Их ожидал роскошный «Паккард», доставленный из-за океана, такая машина была только у Сталина. В Москве Марджори продолжала жить жизнью жены посла, не видя чего не нужно, ведя исключительно праздную, красивую жизнь.
Потом мужа назначили послом в Бельгию. Причем, и тогда Марджори не пропускала распродажи и аукционы русской старины. Таким образом, экспонаты из её усадьбы привезены отчасти из России, отчасти из Европы.
Сегодня эта богатейшая коллекция экспонируется в Музее Хиллвуд. Царские предметы обихода, иконы, великокняжеская мебель показывает мир ушедшей навсегда дореволюционной России. Те, кто посещает его, поражаются: он светлый, в нём приятно находиться. Но все отмечают и редкостный хаос. Всё ли в порядке со вкусом коллекционера?
Дело в том, что именно так в голове Марджори была устроена культура. В начале коллекционирования она брала всё, что ей дарили. Конечно, Марджори понимала, что ей нужен свой личный искусствовед. Но как-то не сложилось…
Надо рассказать и о том, каким образом собиралась эта коллекция.
Сохранилось письмо её мужа к брату: «Сегодня большой прием в Кремле. Пора собираться, а моя дорогая Марджори где-то ходит в поисках нового объекта своей любви — шедевров русского искусства. Я ее просто не узнаю. Она, кажется, помешана на своём новом увлечении. Время сейчас тревожное. Бесстрашно и без охраны ходит вокруг и всюду, забирается даже в разрушенные церкви в поисках шедевров».
Супругу посла стали опекать, водить по правильным местам. В пополнении коллекции участвовали и люди с Лубянки. Марджори видела огромные залежи фарфора, утвари, церковных икон… В одном из хранилищ у неё так разбежались глаза, что она записала в своем дневнике:
«Пещера сказочных разбойников — ничто по сравнению с этим местом».
Часть коллекции Марджори Пост — это 80 изделий фирмы Фаберже. После революции они хранились в Алмазном фонде, как символ России. И вот Сталин дает указание распродавать главную часть коллекции. Советское правительство делает огромные скидки и даёт возможность провезти все купленное без таможенных пошлин. Возникает вопрос: а зачем? Потому что СССР и Америка — друзья.
В период холодной войны коллекция Марджори Пост была, возможно, единственным для Америки окном в закрытый, неизвестный мир — Советскую Россию. Самая богатая женщина США была страшно далека от политики. Об отношениях между русскими и американцами она думала только в дружественном ключе.
Её страстная одержимость всем русским, любовь к чужой стране, которую она пронесла через десятилетия своей американской жизни, была несвоевременна. И потому американка Марджори Пост достойна уважения. Если бы не её усилия, российские сокровища осели бы по частным коллекциям и не были бы доступны широкому зрителю. Хотелось бы, конечно, чтобы Музей Хиллвуд почаще гастролировал, чтобы и мы могли увидеть эту пёструю коллекцию.