» Каким получился новый фильм о войне
Первое, что скажут зрители, когда начнется фильм, — мы это уже видели! Начало ленты даже по синопсису напоминает кинохит пятнадцатилетней давности «Мы из будущего». Черные копатели, места боев, перемещение во времени, 1941 год… реальная война, участниками которой становятся мирные люди из современности.
«Все деньги — в кадре»
Еще на этапе презентации проекта создателям приходилось если не оправдываться, то доказывать — мол, сюжеты вечные, темы часто повторяются, важнее исполнение, новый смысл, новые краски. И да, стоит признать, «Блиндаж» — абсолютно самостоятельное высказывание, свежий взгляд и на войну, и на нас, сегодняшних.
Режиссер фильма Марк Горобец участвовал во многих проектах, но именно «Блиндаж» считает на данный момент своей главной работой. Это дорогой фильм, и, как отметили продюсеры, «все деньги — в кадре». Это правда. Для кино в псковских лесах были выстроены невероятные декорации, оборудованы ряды окопов — и наших, и немецких.
Сейчас рассматривается вопрос о том, чтобы сделать на основе созданных для фильма оборонных рубежей музей под открытым небом.
Сюда привозили за сотни километров настоящие танки, грузовики и самоходки времен войны. Костюмеры достигали детальной точности, когда готовили военную форму. Новенькие, с иголочки кители фашистских офицеров и истерзанные месяцами боев гимнастерки советских солдат.
На войне нет долгих ролей
С кастингом Марк Горобец тоже поработал с максимальной дотошностью. Он искал лица, типажи, и в итоге звезды (Игорь Петренко, Алексей Шевченков) играют совсем небольшие роли. Впрочем, в этом, видимо, и задумка режиссера. Нет на войне долгих ролей… Люди мелькают и умирают, исчезают после разведки, ночной атаки, выстрела снайпера, от осколка снаряда и от удара штыком…
Главные герои — тоже большая удача съемочной группы. Разудалый Иванушка из фильма «Летучий корабль» Александр Метелкин исполнил полную драматизма роль Сергея Игнатова. Сергей — врач скорой помощи, волею случая оказавшийся в Донбассе, ищет себя. Он не раз своими глазами видел смерть, он устал и не без сомнений соглашается поучаствовать в охоте за легкими деньгами. Предложение исходит от его немецкого друга Пауля. Тот большой знаток войны, коллекционер и циничный охотник за артефактами. Историю Великой Отечественной (в фильме его герой называет войну именно так, а не Вторая мировая, как принято в Европе) он знает феноменально. Отлично, хоть и с акцентом, говорит по-русски. Он не чурается поисков останков солдат, ведь, по его словам, «мертвым все равно», а «в Берлине такие вещи стоят очень дорого». Сыграл Пауля немецкий актер с русскими корнями Даниэль Литтау.
Даниэлю 33 года, он довольно известный в Германии артист, у него есть опыт работы в Голливуде (фильм Джорджа Клуни «Охотники за сокровищами»). И он, безусловно, главное открытие проекта. Литтау отработал блестяще и, возможно, на долгие годы обеспечил себе интерес наших режиссеров, которым по сценарию нужен будет немец.
Сергей (Метелкин) и Пауль (Литтау) отправляются в леса, где, по данным немецкого черного копателя, проходила линия нашей обороны в 1941 году, которую фашисты смяли танковым прорывом. Пауль приезжает к монументу на Саур-Могиле, поднимается наверх и оценивает места будущих поисков.
Тут важно оговориться. Да, действие картины происходит под Донецком, где во время Великой Отечественной шли ожесточенные бои. Но снимали большую часть фильма в Псковской области. Такой географический казус объясняется просто — в псковских лесах можно было снимать осень на протяжении многих месяцев, тогда как на юге России природа и просыпается раньше, и цветет все ярче.
А дальше с героями происходит необъяснимое. Попав в разрушенный блиндаж, Сергей и Пауль оказываются в 1941 году. В советских окопах, в момент немецкой атаки.
Дать родине еще один день
Вот тут и начинается авторский взгляд Марка Горобца.
Все как будто снимается одним кадром… камера беспрерывно движется по окопам, лесу, постоянно следуя за героями, у которых нет времени вести долгие беседы. Они, а вместе с ними и зрители, каждую секунду видят смерть, кровь, вздрагивают от взрывов и уворачиваются от пуль, оставляющих в воздухе жуткий горящий след. Зритель и сам оказывается в окопе, попадает в ужасающую многомерную реальность.
Так войну у нас еще, похоже, не снимали. Большая часть действия фильма разворачивается на крохотном участке земли. Бесконечный бой, с редкими минутами относительного затишья. Кто-то скажет, что зритель оказывается внутри очень реалистичной компьютерной игры. Кто-то — что это и правда похоже на войну. Но факт в том, что ползучий страх от постоянной угрозы жизни наполняет тебя целиком. Это не героям грозит опасность, а тебе лично. Вернее, всем, кто оказался тут, на этом рубеже обороны. Истории каждого персонажа вдруг оказываются частью судьбы этого единого организма, засевшего в окопах. И в глазах солдат отчаяние и страх чередуются с абсолютной уверенностью в том, что отступить нельзя. «Вы все умрете!» — в отчаянии говорит герой Даниэля Литтау, призывая одуматься и отступать. — в ужасе осознает он, оглядывая колоны советских солдат. — Я среди призраков…»
Да, у них нет ни единого шанса выжить. Но страшно не это. А то, что все они, включая командиров, это прекрасно понимают: «Мы умрем… но мы должны дать Родине еще один день… этот день». А еще Сергей встретит в этой кровавой бойне своего деда… безусого мальчишку, ушедшего на фронт, и, бесконечно долго вглядываясь в родные глаза, он будет подносить ему патроны… И прощаться навсегда. Героический юноша из 1941-го так и не узнает, с кем разговаривал в окопе…
В фильме не будет юмора и песен, как в «Мы из будущего». Не будет веселых молодых лиц, легко расстающихся с жизнью. Нет, тут горе и драма в каждом кадре, в каждой судьбе. В каждом мертвом. Не надейтесь — передышки не будет.
Горобец не боится крови. Натурализм некоторых сцен привел к тому, что маркировка фильма 16+. И это снова заставляет задуматься, а от того ли мы стараемся уберечь наших школьников? В 14 они видели истории и похуже, в их компьютерных играх все куда более кроваво и жестоко.
Но фильм-то не про смерть. Он про отношение к жизни, о ее ценности и хрупкости. О том, почему люди вдруг решаются отдать свою жизнь. И, самое главное, о дружбе. Потому что дружба русского и немца в свете воспоминаний в Великой Отечественной — это сильный сценарный ход. Они же, немец и русский, сразу понимают, где свои, а где враг. «Завтра наших бросят в атаку», — говорит Сергей. «Не наших, а ваших», — отрезает Пауль. Они обязаны сделать выбор. В этом нерв фильма, который получился глубоким и даже страшным. Но о том, что война — это страшно, и о том — кто ты, никогда не надо забывать. «Блиндаж» — это еще одна «зарубка» на нашей памяти.
«Мы построили блиндаж и окопы рядом с настоящими, которые остались от той страшной войны, — рассказал Александр Метелкин. — Кто бы мог представить, что мы здесь будем играть с настоящим немцем историю про дружбу. Я ходил по старым окопам, все они покрыты мхом. Своими ногами ходил там, где когда-то наши деды и прадеды стояли… а теперь мы здесь кино снимаем…»