(AFP) – Освещение AFP церемонии открытия Парижской Олимпиады тщательно готовилось в течение года, каждая деталь тщательно изучалась, чтобы определить оптимальную позицию для лучшего кадра или лучшего репортажа. Это была беспрецедентная церемония на реке Сена — Олимпиада никогда раньше не открывалась за пределами главного стадиона — и она заслуживала беспрецедентного освещения. На этой Олимпиаде парижское AFP также «играет дома». Но все планирование было поставлено под угрозу незваным гостем — дождем. В воздухе, на крышах памятников в Городе Света, на палубах кораблей или на берегах Сены около 60 журналистов AFP, пишущих тексты и фотографии, были готовы запечатлеть историю в пятницу. Затем пошел дождь. И он не прекращался. «До вчерашнего дня прогнозы говорили, что в пятницу утром пойдет дождь, а вечером будет сухо», — сказал главный фоторедактор Мартин Бюро, который в течение года руководил разведывательными миссиями по определению лучших позиций для 48 задействованных фотографов AFP. Вместо этого желанные яркие цвета на фоне парижского заката сменились омраченным дождем мраком, прежде чем наступила ночь и зажглось зрелище. AFP разослало 3500 фотографий, включая объединенный контент, созданный всеми международными агентствами. Это число вдвое превышает объем производства для классической церемонии открытия Олимпиады на стадионе. «Погода усложнила задачу всем фотографам», — сказал Мартин. «Она определенно повлияла, это означало, что мы отправили меньше фотографий, чем планировали». Дождь также означал, что планы пришлось быстро менять. «Моя позиция могла бы дать совершенно разные результаты при других погодных условиях», — сказал фотограф Жюльен Де Роза, который провел день на северной башне собора Парижской Богоматери, находящейся на реконструкции после разрушительного пожара в 2019 году. Как и на других позициях на крыше (в театре Шатле, музее Орсе, Лувре, Шайо и, конечно же, на Эйфелевой башне), доступ пришлось кропотливо договариваться. Жюльен столкнулся со строгими условиями из-за присутствия свинца в реконструкции — ему пришлось раздеться до нижнего белья и надеть одноразовый белый костюм, ботинки и шлем. А затем нести 15 кг оборудования на башню, надеясь на великолепный вид на Сену. К сожалению, облака и дождь испортили эту идею. «Я представлял себе, что снимаю серию мостов на фоне Ла-Дефанс (деловой район). Это было невозможно», — сказал он. В небе над ними парил еще один фотограф, Лионель Бонавентура, в вертолете в сопровождении редактора, который отвечал за передачу фотографий прямо на стойку проверки в Главном пресс-центре Олимпиады. Вертолет должен был оставаться на правом берегу реки Сены на высоте 1800 футов (600 метров). Под ними было всего два вертолета — один от американской телекомпании NBC, которая следовала за судном США, и другой от Olympic Broadcasting Services (OBS). Вертолет должен был сделать несколько заходов в течение примерно двухчасового окна. «Я не мог открыть дверь, я просто делал фотографии через окно. Но мне пришлось быстро вернуться, потому что объектив быстро намок». Вертолет преждевременно завершил свой полет в 22:00, приземлившись в ближайшем пригороде, и не получил разрешения на повторный взлет. Таким образом, миссия Лионеля также была прервана — но он будет помнить этот опыт долгие годы. «Это все равно было исключительным событием — быть там. Я был поражен», — сказал он. Фотографам на земле пришлось надеть черное, чтобы не попасть на телевизионные изображения. Многие выглядели очень мокрыми. «Это был ад, но какой замечательный момент, какое волнение!» — сказал Франк Файф, который был на лодке французской делегации на Сене. «Французская команда поднялась на лодку, глядя немного подавленно», — сказал он. «Но атмосфера быстро накалилась. В таких моментах действительно есть особые эмоции. Это действительно их дело, как спортсменов. Они были впечатлены количеством людей, которые стояли под дождем, чтобы наблюдать, как они проходят мимо. Это было невероятно. И я также мог работать так, как хотел». Его резюме вечера было фотографиями радости — и двух вышедших из строя камер. Среди других неожиданных неудач роботизированная камера, установленная на Трокадеро в мае, чтобы запечатлеть кульминацию церемонии на Эйфелевой башне, внезапно оказалась скрыта брезентом, который сорвало накануне шоу. Один из специалистов по роботизированным камерам AFP, Франсуа-Ксавье Марит, сумел убрать с дороги мешающее покрытие с помощью семиметровой (23-футовой) телескопической штанги. Слава богу, он это сделал — обещанный организаторами «сюрприз» оказался франко-канадской суперзвездой Селин Дион, исполнявшей ошеломляющий номер с первого уровня Эйфелевой башни, и камера была там, чтобы запечатлеть этот момент. Текстовые журналисты также боролись с погодой. Обычной защиты в виде зонтика, накидки, плаща было недостаточно — дождь проникал повсюду. «Это было нелегко, но мы не жалуемся. Мы не были на театре военных действий, на Украине в разгар зимы», — сказала Карин Перре, одна из 15 авторов, разбросанных по маршруту парада. Адам Плоурайт был со зрителями на мосту Александра III — но вечер был сложным. «Как и зрители на трибунах, мы, репортеры на земле, могли видеть только очень ограниченную часть церемонии и провели большую часть вечера, глядя на большие экраны, чтобы знать, что происходит», — сказал он. «В отличие от зрителей, мы не заплатили сотни, если не тысячи евро за наши места». Задачей Бена Стэнсолла было запечатлеть потрясающий момент, когда Олимпийский котел был зажжен в саду Тюильри Хосе-Мари Переком и Тедди Ринером — он стал основой воздушного шара, который поднялся над землей в шлейфе света. «Это было настоящее зрелище, потому что из котла выходил дым, и он загорался, поднимаясь в небо. Это было действительно нечто», — сказал он. Это была пятая церемония открытия Олимпиады, которую освещал Бен, — но этот опыт был совсем другим. «Трудно сравнивать, потому что все предыдущие, которые я делал, проходили на стадионе. Было очень странно не видеть вообще ничего, пока не прибыли бегуны эстафеты с факелами», — сказал он. «Я понятия не имел, что еще происходило на церемонии до этого момента». Для фотошефа Мартина несколько снимков выделялись: неожиданное выступление Селин Дион; потрясающее лазерное шоу вокруг олимпийских колец на Эйфелевой башне и огромные клубы белого, красного и синего дыма на мосту Аустерлиц. По правде говоря, все моменты, которые AFP запечатлело в тот замечательный вечер, будут жить десятилетиями. © Agence France-Presse