Память о Бабе Агбе – Publico.bo, Новости Боливии и мира.

послушай новости

Как это часто бывает, поздно узнаю о смерти друга из других широт. 5 февраля этого года Джими Соланке, нигерийский актер и театральный режиссер, с которым я установил близкую дружбу за четыре года работы в его стране в начале 1990-х годов и с которым я поддерживал спорадические контакты примерно до года назад.

Джими уже был 81 год, что в Нигерии немало, поскольку продолжительность жизни на два десятилетия ниже. Обладая впечатляющим голосом, он был жизненной силой как на сцене, так и в повседневной жизни. Его характеризовали широкая улыбка и громкий смех, а также его рост и прямая осанка, которые еще больше выделялись благодаря обширной коллекции спускаться которую он носил, традиционную одежду йоруба, состоящую из четырех частей: Сокото (брюки), предварительный просмотр (разновидность жилета), оба покрыты блестящей тканью проснулсяс широкими рукавами и Фила (кепка). Я упоминаю эту деталь, потому что весь наряд показал его величественным и ярким, как если бы он был «оба» (сановник йоруба).

С Джими мы разработали прекрасный популярный театральный проект, пока я работал директором по коммуникациям и информации в Unicef ​​Nigeria. Он заключался в создании небольших общественных театральных групп с участием молодых людей из самых отдаленных провинций (органы местного самоуправления) и создании легко исполняемых драматических произведений по десяти наиболее актуальным проблемам здравоохранения, чтобы представить их в сообществах, где нет ни радио, ни телевидения ( в то время не было ни интернета, ни мобильных телефонов). Пьесы, которые Джими написал и поставил, были основаны на главах Факты на всю жизнь (Для жизнина испанском), знаковая работа, опубликованная на нескольких сотнях языков совместно Всемирной организацией здравоохранения, ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ (до тех пор неопубликованным альянсом) и которую в Нигерии мне удалось опубликовать в 1991 году на четырех наиболее важных местных языках: йоруба, игбо. , хауса и пиджин английский.

Опыт популярного театра был замечательным: более 40 местных групп, созданных Джими Соланке, ставили пьесы в турах по соответствующим языковым регионам, всегда выступали в центре деревень и вовлекали жителей деревни в представления, которые обычно заканчивались гвалтом. песен и танцев. Людям настолько понравились спектакли, что в конце они танцевали с актерами и прикрепляли им ко лбу купюры в 20 найр. В пьесах с юмором переданы основные идеи о интервале между деторождениями, безопасном материнстве, грудном вскармливании, развитии ребенка, иммунизации, диарее, кашле и простуде, домашней гигиене, малярии и СПИДе. В нигерийские издания мы добавили главу о риште, эндемичном для страны.

Все это я собрал в книге под названием Популярный театр (1994), который не был опубликован на испанском языке, и я горжусь этим, поскольку, будучи одновременно подходом к популярному театру, он также представляет собой руководство по формированию новых общественных театральных групп. Этот опыт также описала моя подруга Линн Гелдоф (сестра ирландского музыканта Боба Гелдофа) в своей книге. Расширение прав и возможностей сообщества (1994).

На протяжении всего процесса инновационной работы по связям с общественностью Джими Соланке был замечательным сообщником и другом. Вместе с ним мы побывали в самых отдаленных населенных пунктах Нигерии, чтобы поддержать работу по профилактике и здравоохранению, что также позволило мне избежать бюрократии моего офиса в Лагосе. Нигерия была очень сложной страной (мой предшественник был эвакуирован из-за нервного срыва вскоре после прибытия), но инициативы, подобные этой и другим, которые я реализовал с нигерийскими НПО и на семинарах по совместному развитию в координации с местными органами власти, оправдывали язвы, которые мучила меня четыре года.

Сила Джими Соланке покорила нас всех своим неиссякаемым энтузиазмом, креативностью и неиссякаемым юмором. Его ласково называли «Дядя Джими» или «Баба Агба» (дедушка), хотя его жена Маргарет, на которой он был женат 40 лет, называла его «Джими-шоу» за его постоянный театральный темперамент.

Есть более близкие проблемы и более важные ситуации. Смерть этого нигерийского художника, вероятно, ничего не значит для Боливии. Возможно, я единственный в этой стране, кто знал его и с любовью вспоминает. В конце концов, мы живем очень замкнутыми в себе, здесь и там и везде. Это заставляет меня задуматься о шрамах, которые разделяют страны и континенты, иногда создавая расстояния, превышающие географические. Как было бы хорошо, если бы культура могла нейтрализовать эти расстояния и чтобы боливийский художник в Нигерии ценился так же, как нигерийский художник в Боливии. Но дело обстоит иначе на этой маленькой планете, раздробленной политическими интересами и пострадавшей от абсурдных границ.

Джими также был автором песен и певцом. Он записал несколько альбомов со своими композициями. Я дорожу одним из них, который сейчас слушаю, чтобы лучше его запомнить.

*Мнение, выраженное в этой статье, является исключительной ответственностью автора и не обязательно отражает официальную позицию Publico.bo.


Расскажите, понравилась ли вам заметка

Перейти к эмитенту новости