Перед рассветом в музеях Ватикана хранитель ключей открывает историю

На улице все еще темно, когда Джанни Креа открывает внушительную входную дверь в музеи Ватикана с тяжелой связкой ключей в руке.

Вскоре он движется по пустынным коридорам, чтобы открыть двери одной из самых посещаемых галерей мира.

“Здесь ровно 2797 ключей… У каждого от одного до пяти экземпляров, то есть у нас их более 10 000”, – рассказал 51-летний римлянин, знающий наизусть каждый замок.

От винтовой лестницы Браманте до Галереи карт силуэт Креа прокладывает путь через музеи, между мраморными скульптурами, римскими древностями и картинами эпохи Возрождения.

Через несколько часов тысячи туристов толпятся в 1400 залах музеев.

Но перед рассветом лишь звон металлического брелока нарушает тишину затемненных залов, где хранятся шедевры Рафаэля, Леонардо да Винчи или Караваджо.

«Каждый уголок — это часть истории», — говорит Креа в костюме и галстуке, освещая работы фонариком.

Чтобы преодолеть семикилометровый маршрут (4,3 мили) утром и ночью, он руководит командой из десяти «клавигери», или «хранителей ключей».

«Музеи разделены на четыре зоны, поэтому каждый клавигеро открывает от 60 до 75 дверей, то есть в общей сложности более 270 дверей в день», – объясняет он.

Спустя 25 лет любитель истории все еще восхищается своей работой: «Всегда есть чему поучиться».

VIP-тур

Среди массы ключей, прикрепленных к толстому стальному кольцу, выделяются отдельные экземпляры. Самый старый из них, датируемый 1771 годом и открывающий музей Пио Клементино, имеет размеры около пятнадцати сантиметров (пяти дюймов).

Другие имеют желтую этикетку: они используются во время конклава, чтобы запирать двери, ведущие в комнаты, где кардиналы собираются для избрания Папы.

Но самое ценное — единственное, без номера. Он дает доступ к знаменитой Сикстинской капелле и ее своду, украшенному фресками Микеланджело.

Согласно строгому протоколу, его каждый вечер помещают в запечатанный конверт и хранят в сейфе, который сам защищен внутри узкой комнаты с усиленной дверью рядом с официальной фотографией Папы Франциска.

В последние годы утренняя экскурсия Креа стала менее одинокой: с VIP-билетом его могут сопровождать небольшие группы до 20 посетителей, наслаждаясь музеями в их редкой малолюдности.

«Я сказал себе: никто никогда не придет в 5 часов утра. Но это была блестящая идея», — восторгается он.

Дом Папы Римского

Экскурсия начинается в просторном лакированном деревянном лифте и завершается уникальной панорамой Вечного города и пышной зеленью Ватиканских садов, увенчанных куполом собора Святого Петра.

Но самое главное — увидеть Сикстинскую капеллу, жемчужину искусства и архитектуры, без толп посетителей и их шума.

По словам Креа, царит тишина, и гости могут «созерцать все работы в одиночестве, в полном спокойствии».

С помощью приходского священника в 1998 году был принят на работу Креа, который тогда был всего лишь одним из трех хранителей ключей.

«Вначале моя работа заключалась в том, чтобы просто открывать и закрывать», – вспоминает он.

Позже Креа начал изучать разные языки – английский, испанский, французский – и развил свои познания в истории искусства.

«На самом деле это наши корни, и я очень рад этому».

Он работал под началом трех пап – Иоанна Павла II, Бенедикта XVI, а теперь и Франциска – но еще не провел частную экскурсию для нынешнего аргентинского понтифика.

«Это его дом, поэтому он может приходить, когда захочет», — говорит Креа.

похожие новости

Клеман Мельки, AFP

Перейти к эмитенту новости