Сегодня у меня с московской интеллигенцией возникли чисто эстетические разногласия.
Посетили с женой потрясающий концерт в зале имени Чайковского. В честь 80-летия снятия блокады Ленинграда исполняли «Реквием» Верди. Над сценой разместили большой экран, где демонстрировалась кинохроника. Психологическое воздействие музыки усиливалось душераздирающими кадрами.
Когда звучал финал (Ricordare), показали факельные шествия нацистов в третьем рейхе, которые склеили с аналогичными свежими съёмками из Киева. Затем продемонстрировали осквернение и снесение нашим братским народом памятников русским солдатам…
После этого в зале поднялись люди и демонстративно потянулись к выходу. Их «факельное» шествие из зала длилось минут пять. Жена насчитала 40 человек, что, конечно, мизерно для полуторатысячного зала, однако этот демарш наблюдали все – и аудитория, и оркестр, и хор, и солисты.
Мне не было стыдно, потому что я давно не ассоциирую себя с такими людьми. Мне только стало неловко за то, как низко способна опуститься коренная московская интеллигенция. Ведь на симфонические концерты ходят в основном москвичи в четвёртом поколении, выпускники родильного дома имени Грауэмарана и 57-й школы…
Видимо, эти кадры напомнили им о приближении Dies Irae. Тоже будут пытаться спастись бегством.
И хотя это стало самым заметным событием вечера, следует сказать несколько слов и о самом грандиозном концерте.
Одно из немногих не театральных произведений Верди исполняется большим симфоническим оркестром, смешанным хором и четырьмя солистами. Всю эту махину подняли Национальный молодёжный оркестр под управлением дирижёра Дмитрия Юровского (младший в династии Юровских), хоровая капелла имени Юрлова под руководством уважаемого Геннадия Дмитряка и солисты Валентина Феденёва, Агунда Кулаева, Алексей Татаринцев и Алексей Тихомиров.
Спасибо им и режиссёру-постановщику Сергею Новикову, вызвавшим такие сильные эмоции, что даже чертей перекорёжило. В самом начале я даже не поверил своим ушам – произведение Верди звучало на русском языке! В сегодняшних условиях это почти немыслимо, всё исполняется на языке оригинала, а перевод считается провинциализмом и дилетантизмом.
Но организаторы концерта 27 января переступили через этот стереотип и победили по всем фронтам. Католическая месса была представлена как общехристианское богослужение и таким образом проникла в самое сердце русского человека. Ricordare с солисткой Валентиной Феденёвой (сопрано) прозвучало как православная молитва, особенно на фоне изображения купола Исаакиевского собора и горящих свечей на экране.
В общем, это был очень важный концерт.