послушай новости
Историческая память – всегда актуальная тема для боливийцев. В повседневном накале забываются трансцендентные события, так или иначе изменившие ход эпохи, открыв новые течения.
Полвека назад, с 22 по 31 января 1974 года, пули боливийских вооруженных сил подавили первый крупный аграрный протест со времен великих мобилизаций 1940-х годов. Крестьянское восстание в Верхней долине Кочабамбы положило конец так называемому Крестьянскому военному пакту.
На моей сетчатке запечатлелся образ грузовиков с заключенными в тюрьму крестьянами, едущих по шоссе из Оруро в Ла-Пас. Мой отец Уаскар, желая лично показать своим детям, что такое родина, взял нас с собой на экскурсию по южным департаментам. Эта поездка отметила всех нас, наследие, которое также доходит до наших внуков. Боливия была (есть) великой матерью, обескровленной собственным потомством, как в самом драматическом из классических эпосов.
В Потоси мы услышали первые новости о протестах среди фабрик промышленности «Манако», известной своей школьной обувью и боевым профсоюзом. Несколько дней назад диктатор Уго Банзер объявил о серии указов, предусматривающих радикальные экономические меры. И снова стоимость исправлений легла на плечи сотрудников. Рост цен на товары первой необходимости напрямую затронул фермеров. Цена боливийской валюты выросла с 12 до 20 за доллар; Долларов было мало по всей стране.
Первым пунктом блокады стал рабочий в Кильяколло. 24 января фермеры из Валье-Альто заблокировали шоссе, ведущее в Санта-Крус, заложив камнями протяженность более 100 километров. Несколько дней спустя именно жители Сакабы перерезали дорогу на Чапаре.
Журналисты сообщили о возмущении и беспомощности обедневших семей. Аграрная реформа 1953 года дала им право собственности на землю, оставив их без планов по улучшению сельскохозяйственной техники или поиску новых и лучших рынков для своей продукции. Иллюзия «перемен» прошла; как и их энтузиазм по поводу генерала, который обманул их, несмотря на то, что говорил на кечуа и маскировался под пончо и гирляндами.
Солдат поддержали самолеты, которые обстреляли фермеров в Эпизане, в результате чего первые погибли и получили ранения. Толата была другим особенно репрессированным населением. Сколько умерло? Цифры никогда не будут известны; По оценкам, не менее восьмидесяти человек погибли и десятки получили ранения. Правда в том, что многие семьи не смогли спасти или переместить своих пропавших без вести близких.
Резня продолжалась и в других сельских городах Кочабамбы, объявленных «военной зоной». Министром правительства был Вальтер Кастро Авенданьо, которого в феврале сменил Хуан Переда Асбун. Так началась самая жестокая стадия диктатуры, уже в рамках «Плана Кондора».
Фотографии трупов и плача мужчин и женщин, опубликованные «Presencia», резюмируют факты. Банзер на пике своего могущества заявил: «Если вы найдете коммуниста, убейте его», предлагая награду каждому, кто ему подчинится.
Резня имела неожиданный для военных результат. Медленный процесс объединения крестьянских организаций начался до основания единого Центрального союза крестьянских рабочих Боливии, Csutcb, который сохранял свою независимость до клиентелистского вмешательства MAS.
В 1998 году, хотя это может показаться невероятным, тот же человек, который стал конституционным президентом, через своего министра образования приказал уничтожить тысячи календарей, на которых были напечатаны исторические даты. Я не хотел, чтобы помнили события 28 и 29 января 1974 г., которые я осуждал в других статьях. В 2013 году муниципальные власти Толаты (от MAS) предложили фреску на память и как дань уважения; Я не знаю, выполнено ли это обещание, потому что в то время они не хотели нарушать пакт Вооруженных Сил-MAS.
Самое печальное в забвении истории то, что она повторяется. Об этом свидетельствуют репрессии Эво Моралеса-Давида Чокеуанки-Саши Льоренти против крестьян в Чапарине. Точно так же, как никогда не было санкций против авторов резни в Валле-Альто, не было и суда над Сашей Льоренти, который в итоге получил международные должности защитника прав человека!