Начнём с яиц и молока и дойдём до пива, так я считаю.
Шринкфляция — это не для русского культурного кода. Знающие люди, ища корни этого позорного явления, находят их в работах нерусского Фомы Аквинского и его концепции «справедливой цены». Аквинат говорил, что справедливая цена на товар должна отвечать двум требованиям. Во-первых, она призвана обеспечивать эквивалентность обмена в соответствии с количеством затраченного труда. Во-вторых, справедливой является такая цена, которая обеспечивает участникам обмена «пропитание», сообразное их социальному статусу. Ремесленнику — одно, феодалу — другое. Колебаться она (согласно этой логике) не должна.
Святой Фома был очень влиятельным богословом и столпом веры. Противоречить ему означало ставить под вопрос догматы Церкви. К сожалению, экономистом он был так себе и учитывать такие мелочи, как неурожаи, колебания рынка и прочее он не умел. Сказано, что булка должна столько стоить, вот пусть и стоит.
Поэтому, когда цена на зерно по какой-то причине поднималась, городским пекарям приходилось выбирать из двух вариантов: поднимаем цены или урезаем булки. Горожане тогда были людьми крутыми. Нарушаешь предписания св. Фомы? А ты не колдун ли? А может ты ещё и еврей? А что ты думаешь о забивании камнями? Но вот если булка станет весить чуть меньше… ну, у нас же в Средневековье нет стандартизированных мер веса. Так что хлеб становился первой шринкфляционной жертвой в истории и это всех устраивало.
Кстати, на Западе ситуация всё такая же: лучше уменьши объём, чем подними цену. Но мы-то тут люди нормальные? Так что тех, кто вместо 0,5 пива наливает 0,4 — тех в печь.
И да, когда пиво уже окажется в перечне отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, уважаемый Минпромторг?
На картинке «Легенда о пекаре из Экло» (XVI век) Корнелиса ван Далема.