Большинство источников на английском языке о мексиканском искусстве говорят, что мексиканский мурализм закончился в середине 20-го века со смертью таких великих мастеров, как Диего Ривера. Но творческие силы, в первую очередь правительственные художественные программы и уличные художники, взяли на себя задачу сохранить настенную живопись на социальную тематику и помочь ей развиваться.
В последние десятилетия в городах Мексики не было недостатка в программах настенной росписи, но рабочий район Истапалапа выводит ее на новый уровень со своим «крупнейшим проектом мурализма в мире».
Iztapalapa Mural была задумана в 2018 году Исполнительным департаментом культуры района (Dirección Ejecutiva de Cultura) с целью «…восстановить и придать достоинство общественным пространствам посредством искусства». Проект реализуется совместно с другими социальными программами, такими как Программа «Свободные и безопасные дороги для женщин» (Programa Caminos Mujeres Libres y Seguras), общерайонная инициатива по установке фонарных столбов вдоль темных коридоров. Возможно, что еще более важно, Истапалапа Мурал тесно сотрудничает с жителями района, чтобы узнать их мнение о том, что в конечном итоге появится на стенах их кварталов.
Темы включают местную историю, традиции и людей из мезоамериканского прошлого этого региона, недавнюю миграцию из Оахаки и других штатов, а также известных деятелей Истапалапы, от боксера Лупиты Баутисты до Доньи Имельды и Дона Рейеса из Колонии Ксальпа, двух давних любовников, которых часто видели. гуляя рука об руку вокруг Баррио.
За последние пять лет в проекте росписи приняли участие почти 150 художников из 245 районов, которые создали 10 120 фресок с широким спектром тем и стилей. Фрески появляются не только на общественных зданиях и разделительных стенах, но также на частных предприятиях и домах, даже на крышах.
Фрески оказывают влияние как на жителей, так и на тех, кто ездит в район. «Нас особенно впечатляют фрески с изображением Дня мертвых на стенах кладбища Сан-Лоренцо Тезонко», — говорит Маргарита М. из района Мигель Идальго, имея в виду часть ежедневной поездки ее и ее мужа на работу.
Кроме того, Истапалапа предоставляет путешественникам уникальный способ оценить фрески благодаря своей надземной системе общественного транспорта. «Пролетая» над домами и городскими кварталами, пассажиры канатного автобуса, похожего на лыжную гондолу, могут наблюдать фрески на стенах зданий и произведения искусства, нарисованные на крышах. Таким образом видно около 10% фресок проекта, что делает гондолу теперь чем-то вроде туристической достопримечательности.
Бывший мэр Истапалапы Клара Бругада Молина заявляет: «Истапалапа Мурал — это проект, разработанный для защиты права жителей на красивые общественные места, восстановления чувства общности и [recover] пространства, заброшенность которых привела к возникновению опасности». Мария Антоньета Перес Ороско, директор по культуре Истапалапы, добавляет: «Вам больше не нужно видеть просто серый вид. [of unfinished cinder block construction]но один цветной… как разные художники [paint] на самом большом в мире холсте под открытым небом».
Но программа росписи – это больше, чем просто украшение.
«Истапалапа Мурал — это также возможность создать художественную среду в наших сообществах… (где) молодые люди представляют себе будущее, наполненное искусством, памятью и участием, чтобы Истапалапа могла продолжать производить великих художников, великих спортсменов, а также женщин и мужчин, которые гордятся [the borough]— говорит Перес Ороско.
Местная жительница Элизабет Миранда Седильо согласна. «Подобный вид настенных работ… позволил молодым людям, которых я знаю в моем районе, перейти от граффити к созданию настоящего искусства. [that is] хорошо структурированный во всех отношениях, демонстрирующий умение изображать реальный мир», — говорит Седильо. «Эти проекты позволили молодым художникам выразить несогласие, нарисовав что-то, что относится к тому, что происходит в данный момент в их жизни, например, насилие и аспекты местной культуры, используя большие общественные пространства, чтобы признать, что чувствуют эти молодые люди. »
С самого начала Iztapalapa Mural взяла пример с аналогичных проектов и обнаружила, что чем больше организаторы и художники работают с местным сообществом над созданием фресок, тем успешнее эти проекты, особенно в долгосрочной перспективе.
Поначалу было довольно сложно убедить жителей работать в своих кварталах, особенно на стенах частных домов, но вскоре эти опасения исчезли. Довольные увиденным, все больше жителей захотели фрески, и с тех пор спрос не прекратился.
Крупные городские центры, такие как Мехико, наводнены граффити и другим вандализмом; но одно, что сразу замечаешь, рассматривая фрески, — это полное отсутствие таковых.
Представитель района Мартин Фавила Дельгадо подтверждает, что это так, потому что «… сообщество участвует в создании фресок, [the] темы… и даже в дизайне». Вместо того, чтобы навязывать им паблик-арт, жители становятся партнерами проекта и лично заинтересованы в сохранении фресок. Это партнерство подкрепляется программами для молодых людей, интересующихся искусством, которые становятся создателями или художниками будущих фресок.
К 2022 году район Истапалапа стал одной из крупнейших галерей под открытым небом в мире. Правительство спонсировало фотовыставки фресок и в 2020 году опубликовало книгу «Истапалапа фреска», чтобы расширить охват проекта и улучшить имидж района в Мехико и за его пределами.
Сегодня проект далек от завершения. Цель состоит в том, чтобы иметь работы во всех почти 300 колонии (районы) района и довести общее количество фресок до 15 000. Затем идет постоянная работа по поддержанию этой галереи на долгие годы.
Хотя канатный автобус изначально не был задуман для туризма, он является лучшим знакомством с фресками, особенно для тех, кто не знаком с этим районом. Неторопливый шаг гондол дает достаточно времени, чтобы оценить произведения искусства ниже и окрестности, которые представляют эти фрески. До канатного автобуса легко добраться из центра Мехико, начиная с метро Constitución 1917 на одном конце или метро Santa Marta на другом.
С репортажами из Культура Истапалапы, Страна, Конференция, Телевиза и Новости Аристеги
Ли Тельмадаттер приехала в Мексику более 20 лет назад и влюбилась в эту землю и культуру, в частности в ее ремесла и искусство. Она является автором Мексиканская картонерия: бумага, паста и фиеста (Шиффер 2019). Ее колонка о культуре регулярно появляется на Новости Мексики Ежедневно.