Кинтто Лукас**, соавтор Prensa Latina
Возможно, сейчас самое время попытаться расшифровать значения и символы счастья и печали, пути двух душ, которые идут вместе в этой огромной стране, в этой Бразилии, всегда радостной и всегда грустной. Вчера и сегодня, помимо футбола и карнавала, помимо мыльной оперы на 8 и горстки заговорщиков.
Вчера и сегодня, завтра или позже стоит вернуться, чтобы послушать этот прекрасный голос Галь Косты, ласкающий A Felicidade. После этого, возможно, мы сможем послушать собственную версию Винисиуса с Марией Креуза и Токиньо, Тома Жобима и множество инструментальных версий. Хотя печали нет конца…
Бесконечное счастье
В Рио во время карнавала жизнь выходит парадом по проспекту, прогуливается в проходе держателей флага, в интерпретации запутывания самбы, в эволюции тысяч на асфальте, пропитанном волшебством, в цвете и творчество фантазии, звук барабанов, красота и чувственность женщин-мулаток, несущих в своих телах великолепие самбы.
За четыре дня жизнь в Бразилии преображается. Житель фавелы, целый год готовившийся к февралю, на четыре дня перестает выглядеть возможным вором и вторгается на улицы чудесного города, чтобы полюбоваться. Богатые, с другой стороны, вытесняются из центра внимания «neguinhos do morro», если, конечно, они не присоединяются к школам.
Тела горят, они горят в ритме самбы, интерпретируя культурную смесь и различные реалии Бразилии. Многие бразильцы, как однажды сказал мне Жилберто Хиль. Счастье — это момент, который, перефразируя самого Винисиуса де Мораеса в другом стихотворении, определяющем любовь, бесконечен, пока длится. Но грусти нет конца…
чудо счастья
Мы можем пройти сотнями путей, пытаясь понять, почему в Бразилии счастье и печаль так сочетаются. Многие задаются вопросом, как жители Бразилии создают этот замечательный фестиваль. Как при такой бедности он танцует на улицах и устраивает карнавал не только в Рио-де-Жанейро.
Рио, пожалуй, худший пример коммерциализации сегодня. Но как возможно, что желание жить, искусство и радость распространились по всей географии страны.
Однажды, очень давно, писатель Хорхе Амадо в своем доме в Рио-Вермельо, в Сальвадоре-де-Баия, дал мне свой ответ. «Не надо путать. Тот факт, что у бразильцев есть свое искусство жизни, не означает, что это народ, который не борется с неблагоприятными ситуациями. Я благодарен, что эти метисы такие сильные и выносливые. То, что он жив, это уже чудо, что он способен устроить вечеринку и не позволить себя убить и похоронить».
Хорхе Амадо обладал способностью рассказывать реалии Бразилии, этого волшебного мира, в котором жизнь и смерть являются частью одной души. В конце концов, жизнь и смерть — это два жизненно важных образа Бразилии, которые связаны с каждой историей, с каждым воспоминанием. Например, в «Донье Флор и ее двух мужьях» и в «Кинкас Берро де Агуа», если вспомнить два романа Хорхе Амадо, счастье и печаль являются частью одного и того же сюжета. «Я считаю, что чернокожий человек, прибывший в Бразилию в качестве раба, то есть в самых несчастных человеческих условиях, спас нас от португальской тоски, — говорит баийский писатель. Португальцы — замечательный народ, с нежностью, грацией и огромным умом, но очень меланхоличный, очень преданный смерти больше, чем жизни. И от этой тоски нас спас чернокожий человек, пришедший из Африки и имевший такую жажду жизни, такую огромную любовь к жизни. Смешение черной, латинской, иберийской, португальской и местной крови сделало город счастливым. Часто самые радикальные критики обвиняют меня в том, что я представляю народ, который живет в нищете, но имеет партию. Но такова Бразилия, такова реальность». Вспомнив слова Хорхе Амадо, так и хочется послушать старое португальское фадо в голосе Амалии Родригес… Но продолжим прогулку по счастью и печали Бразилии.
Рмх/кл
*Из книги «Мое путешествие на Итаку».
** Эквадорско-уругвайский журналист, писатель и политик.
(Взято из избранных подписей)