Статуя сэра Анируда Джагнота была открыта на набережной Порт-Луи неделю назад, в субботу, 15 июня. С тех пор на творчество скульптора Девананда Бунгши обрушилась лавина критики. В своей мастерской-галерее в Пуэнт-о-Пиман художник объясняет, что первостепенное значение имели сходство с моделью и «язык тела» статуи. Девананд Бунгши — маврикийский художник, которого за последнюю неделю подвергли самой жесткой критике. С момента открытия статуи сэра Анируда Джагнота на набережной Порт-Луи в субботу 15 июня сходство (или нет) работы с его моделью вызвало лавину комментариев. Менее лестные полагают, что лицо статуи не совсем напоминает лицо бывшего премьер-министра и бывшего президента республики. Более того, покойный отец нынешнего премьер-министра, открывший статую, со своей семьей. С другой стороны, работа сопряжена с некоторой скованностью, когда руки расположены вдоль тела. Самые насмешливые подчеркивают количество государственных денег, потраченных Министерством искусств и культурного наследия на статую, которая не получила единодушного одобрения. Если бы в прошлом году бюджетные ассигнования на возведение памятника составили 15 миллионов рупий, источники указывают, что статуя стоила бы 13,5 миллионов рупий. Впечатляющее присутствие при входе в студию-галерею Девананда Бунгши в Пуэнт-о-Пиман. Мы останавливаемся у входа в студию-галерею Девананда Бунгши, Художественную галерею Ананта, в Пуэнт-о-Пиман. Внушительная статуя, завернутая в пластик, ждет. Ее ноги утопают в полу галереи, в метре под нами. Скульптор подтверждает. Да, это действительно слепок статуи Болом, сделанный из глины и гипса Парижа. Эта форма будет уничтожена, – говорит скульптор. «Эта глина будет переработана». На встрече в четверг, 20 июня, Девананд Бунгши принял меры предосторожности и подробно объяснил, что он должен соблюдать положения о конфиденциальности Министерства искусств и культурного наследия. Он очень не хочет раскрывать форму, использованную для изготовления бронзового изделия, которое на прошлой неделе соединило статуи сэра Сивусагура Рамгулама и профессора Басдео Биссундояла на набережной. Скульптор объясняет, что статуя представляет С.А.Жа в возрасте от 60 до 65 лет. Но желание объяснить свою работу и ответить недоброжелателям в конечном итоге победило. «Художественная критика приемлема. Например, если другой художник со своим видением и опытом критикует мою работу и это помогает мне совершенствоваться, это нормально. Будет дискуссия об искусстве, parski kapav monn fer enn erer». С другой стороны, по мнению Девананда Бунгши, «когда критикуют миряне, которые никогда не видели, как делают статуи, которые не имеют понятия об искусстве, я игнорирую их. Зот коз нинпорт». Облекаясь достоинством, скульптор цитирует Шекспира: «Что делают великие, тем меньше болтают», строчка из пьесы «Двенадцатая ночь». Трещины раскалывают мягкий материал глиняной формы. Доказательство того, что прошло время с тех пор, как Министерство искусств разместило заказ на статую SAJ Девананду Бунгши «примерно в конце декабря 2023 года». Требуемый размер: бронзовая статуя высотой 3,6 метра, установленная на тесаном каменном постаменте, создание которого было «поручено каменщику», указывает скульптор. Подробно объяснив, что он должен соблюдать положения Министерства искусств о конфиденциальности, Девананд Бунгши соглашается показать глиняную и гипсовую форму статуи SAJ. Статуя, по требованию министерства, должна также показывать позу САДЖ, когда он стоит, с руками по обе стороны тела. Что касается физиономии статуи, то «министерство предоставило мне около десяти фотографий». Уточнение: Статуя должна представлять SAJ «не слишком молодую и не слишком старую». Статуя изображает его в возрасте 60–65 лет», — поясняет скульптор. Вдобавок к этому скульптор утверждает, что он провел собственное исследование, просмотрев «фото и видео в Google», чтобы прийти к сходству с моделью. Сходство очень важно. Эту же технику я использую для всех статуй людей, которые я создал». Глиняная форма почти на уровне глаз, что невозможно на берегу моря, показывает лицо с полуулыбкой. «Tro serie li pa bon», — сказал скульптор. Улыбающееся лицо «его можно придать красивый вид», — поясняет художник. «На нескольких фотографиях SAJ, которые я изучил, он демонстрирует эту улыбку». Девананд Бунгши вспоминает, что модель статуи «работала на развитие страны. Статуя должна была отражать его личность. Перевело ли это также форму власти? “Да, это важно. Даже если вы не можете полностью разглядеть чье-то лицо, язык его тела говорит о многом». На работу над статуей SAJ ушло шесть месяцев. Что заняло больше всего времени? Именно с головы скульптор начинает, формируя лицо на вертушке. 3D работа, основанная на исследовании фотографий, сделанных с разных ракурсов. «Нужно отступить, исправиться, начать заново, поэтому только на голову ушло около месяца работы». Статуя смотрит прямо перед собой. «Это было в личности SAJ». Глиняная форма скрепляется железной рамой. Следующие два месяца после изготовления головы были использованы для формирования остальной части тела из глины. Следующий шаг: формование гипса, который становится негативом. Штукатурка покрыта «12 миллиметрами воска на 12 миллиметров толщины бронзы». Это техника выплавляемого воска. Внутри бронзовая статуя полая. Далее следует процесс технического литья в печи, разжигаемой дровами, в течение 48 часов для удаления воды, находящейся в гипсе. И растопить воск. В другой угольной печи поочередно плавится бронза. «На статую SAJ ушло три тонны бронзы. Около 12% материала становится отходами, поскольку сгорает. Это как у ювелира». Бронзовая статуя не была отлита целиком. SAJ состоит из десяти частей, включая бронзовую основу, помещенную на подставку из тесаного камня. Детали были собраны с использованием бронзовой сварки. На каждом этапе «работало от четырех до 12 человек», — подчеркивает скульптор. Для патины был выбран коричневатый цвет. Контрастируя с черной патиной статуй ССР и профессора Басдео Биссондояля. Статуя ССР снова является Деванандом Бунгши. Рекордное присутствие на набережной Порт-Луи скульптора Девананда Бунгши. На его счету три статуи подряд. Помимо SAJ, именно он создал статую сэра Сивусагура Рамгулама, которая находится рядом с его работой, открытой 15 июня. Рядом со статуей ССР профессора Басдео Биссундояля, это снова он. Помимо SAJ, скульптор также создал лица ССР, сэра Саткама Булелла, сэра Вирасами Рингаду и других. Несколько его работ с видом на набережную расположены на площади Плас д’Арм. Статуя сэра Саткама Булелла работы Девананда Бунгши. Точно так же, как у Сукдео Биссундоял. Он также создал бюсты доктора Мориса Кюре и сэра Вирасами Рингаду. В саду Компании памятник, изображающий планисферу арабского картографа Аль Идрисси, был создан Деванандом Бунгши. На автовокзале Вакоаса он подписал статую Пандита Сахадео. Проект «Сад скульптур» Мастерская-галерея, где художник терпеливо создает сад скульптур. За Художественной галереей Ананта в Пуэнт-о-Пиман строится сад скульптур. Это проект всей жизни Девананда Бунгши. Из равнины он превратился в пространство с пологими подъемами и склонами. Уголки в тени огромного баньяна. «Это дерево красивое, но недостатком является то, что под ним больше ничего не растет». Девананд Бунгши уже обустроил питомник, который планирует разбить по мере процветания его сада скульптур. «Водопад приближается», — объявляет он. Точно так же, как пространства, посвященные истории Маврикия, с намеком на рабство, а другой – наемный труд. Внизу бетонный купол представляет собой форму осьминога, «но не с восемью ногами, иначе визуально он был бы тяжелым». Еще одна часть истории в саду скульптур Девананд Бунгши. Путешествие: от учителя к индивидуальному предпринимателю Девананд Бунгши обучался изобразительному искусству в Университете Махараджи Саяджирао в Бароде в Индии. После учебы он 16 лет преподавал на факультете изобразительного искусства Института Махатмы Ганди, с 1985 по 2001 год. «Но нельзя держаться в двух лодках», — отвечает он на вопрос, почему он ушел с должности преподавателя после 16 лет карьеры. «Мне хотелось иметь больше свободы». Что еще больше побудило его посвятить себя скульптуре, так это то, что в то же время он получил заказ на статую ССР, которая находится на набережной Порт-Луи. Далее следуют другие приказы. «Я уже взял отпуск из MGI, чтобы выполнить эти приказы. Так продолжать было больше невозможно». Но прежде всего художник получает больше удовольствия от создания этих произведений, чем от рутины учителя. После 16 лет работы преподавателем в MGI Девананд Бунгши ушел в отставку и полностью посвятил себя скульптуре.