Один из аргументативных столпов режимов, возглавляющих MAS, в значительной степени основан на том, что они называют «социальными движениями». Этот термин породил бесконечное количество действий, которые теоретически являются «мандатом» таких организаций. MAS управляет от их имени. Почти все официальные аргументы защищены запутанными обозначениями. Несмотря на его интенсивное и широкое использование, оно никогда не определялось таким образом, чтобы позволить обычному гражданину знать, о ком или о чем он говорит. В этой журналистской колонке я хочу поразмышлять на эту тему.
Простейшее определение «социальных движений» говорит нам, что это социальные группы, мотивированные требованиями, неудовлетворенными ожиданиями или актами протеста. Однако эксперты по этой теме установили, что истинные социальные движения вдохновлены великими идеалами и, следовательно, такие движения, как феминизм, энвайронментализм, гендерные требования и другие, являются собственно «социальными движениями». С этой точки зрения социальные мобилизации, целью которых является, например, поддержка постоянства лидера, не являются социальными движениями; Это, скорее, политические мобилизации.
Социальные движения должны быть носителями великих идей, направленных на перемены, и возникают спонтанно в моменты, когда потребность в переменах преобладает над идеологиями. Но те «движения», которые организованы на каком-то уровне власти или в сфере идеологически определенной партии, выражают идеи, которые их лидеры разработали в виде лозунгов или приоритетных направлений, которые обычно сопровождаются изображениями, имеющими определенный рекламный эффект.
Эти «движения» не представляют ничего, кроме текущих интересов лидеров и их властных кругов. Таким образом, так называемые социальные движения МАС являются классическими методами пропаганды, типичными для 20-го века, находящегося под влиянием Советского Союза с его большими и впечатляющими концентрациями, или демонстраций власти Геринга перед Гитлером. Они не несут в себе каких-либо великих идей, они призваны радикализировать самые консервативные позиции и боятся перемен.
С другой стороны, Джонстон Хэнк, политолог, специализирующийся на этой теме, отметил в 2011 году, что еще одной характеристикой социальных движений, отличающей их от мобилизаций политических партий, является то, что они проводят политику за пределами установленной власти. Таким образом, они дали понять, что являются выражением не правительства или партии, а гражданского общества. В отличие от этого, MAS превратило эти демонстрации в политический инструмент, вплоть до замены аргументов и идей «действиями» воинственности.
Когда мы более подробно рассмотрим участников «общественных движений», первое, что становится совершенно ясным, это то, что они принадлежат к одной и той же категории граждан: мягко говоря, крестьянам, членам профсоюзов, шахтерам и т. д. Редко социальные движения MAS демонстрируют такое сочетание идентичностей, как общественное движение, которое вынудило Эво Моралеса уйти в отставку и бежать из страны.
В этой связи Ален Турен отметил, что в великих «социальных движениях» XXI века мобилизуются два типа акторов: исторические и институциональные. Исторические акторы — это те, кто стремится бросить вызов существующему социальному или политическому порядку, выходя за рамки каких-либо социальных, экономических, культурных или политических характеристик, которые их идентифицируют, тогда как институциональные акторы — это те, кто стремится защитить статус-кво и, следовательно, тщательно выбираются. что «движение» на самом деле представляет собой концентрацию единомышленников. Все массовые публичные мероприятия МАС проводятся институциональными акторами, единомышленниками, не стремящимися чему-либо бросить вызов. Единственное, на что они намерены, – это укрепить имидж нынешнего лидера, защитить свои привилегии и максимально продлить мандат своих лидеров.
Короче говоря, речь идет о выяснении концептуального злоупотребления, которое в конечном итоге превращается в политическую аферу и акт идеологической коррупции. «Социальные движения», используемые MAS, таковыми не являются. Единственные социальные движения, которые в свете науки можно определить таким образом, — это те, которые рождаются в недрах обычных граждан, вне установленной власти. Те, кто не получает льгот и стипендий, кто не распределяет командировочные расходы и не ведет трудовой учет. Социальные движения — это мощные движения граждан, единственная сила которых — их идеалы, и которым со временем удается свергнуть диктаторов.