Согласятся ли китайские коммунисты передать Ватикану контроль над католиками в Китае?

Станислав Стремидловский

Ватикан. Католическая церковь. Иллюстрация: REX

Папский Урбанианский университет провел в Риме конференцию под девизом «Сто лет Concilium Sinense: между историей и настоящим». Она была посвящена столетию первого и пока что единственного собора Католической церкви в Китае, который прошел в 1924 году в Шанхае. С видеообращением к участникам конференции обратился папа Римский Франциск . Как отмечает Vatican News , понтифик напомнил, что многие из делегатов Шанхайского собора происходили из других стран и прежде они не были готовы принять во внимание возможность вверить поместную общину священникам и епископам, родившимся в Китае. Но в итоге пастыри, благодаря настойчивости первого апостольского делегата в Китае архиепископа Чельсо Костантини , приняли важные решения, благодаря которым Церковь в стране стала всё больше приобретать «китайские черты».

Действительно, среди 45 архиереев Католической церкви в Китае, принявших участие в Шанхайском соборе, было лишь два китайца на фоне 17 французов, десяти итальянцев, пяти испанцев, пяти бельгийцев, четырех голландцев и двух немцев. Выступивший на конференции в Риме шанхайский епископ Джозеф Шен Бин назвал это следствием Опиумных войн, когда иностранные державы вмешивались и в религиозные дела в Китае «под предлогом заключения неравноправных договоров». Западные католические миссионеры монополизировали церковное управление, дискриминировали местное духовенство и имели «глубоко укоренившиеся предубеждения против традиционной китайской культуры, политической и социальной действительности». Постепенно, по мере роста национального самосознания китайского народа конфликт между Церковью и народом усиливался, а ненависть к католицизму усугублялась, добавил епископ. «Западный акцент» Католической церкви в Китае сохранялся и после Шанхайского собора. До момента образования Китайской Народной Республики лишь в 29 из 137 епархиях были епископы-китайцы, а из 20 архиепископов ими являлись только трое.

Этот исторический аспект, о котором говорили не только Джозеф Шен Бин, но и государственный секретарь Святого престола кардинал Пьетро Паролин и префект Дикастерии по евангелизации кардинал Луис Тагле , важен в контексте развития диалога между Ватиканом и Пекином об обустройстве Католической церкви в Китае и восстановлении полноценных дипломатических отношений между Святым престолом и КНР. Политика «китаизации» религий, проводимая китайскими властями, вызывает критику ряда католиков, что инструментально используют западные правительства. Однако Ватикан не видит проблемы. При понтификате папы Франциска кардинал Паролин выступает в роли архитектора ватиканской политики на китайском направлении. Наиболее зримыми плодами её стало заключенное в 2018 году временное соглашение о назначении епископов, направленное на примирение находящейся в общении со Святым престолом так называемой «подпольной Церкви» и созданной в 1957 году коммунистическими властями Китайской католической патриотической ассоциации (ККПА).

В этом году временное соглашение должно быть продлено на очередной срок. Как сообщил китайскому изданию Global Times директор Института религиозных исследований Шанхайской академии общественных наук Янь Кэцзя , принимавший участие в конференции в Риме, «продление соглашения не является проблемой, но стоит ожидать дальнейшего прогресса». Речь идет о заявлении кардинала Паролина о том, что Святой престол хотел бы открыть постоянное представительство в Китае. После чего представитель МИД КНР Ван Вэньбинь в ходе брифинга отметил, что Пекин готов сотрудничать с Ватиканом ради стабильного улучшения диалога, стороны поддерживают взаимодействие, углубленно разговаривают по вопросам двусторонних отношений и «горячих точек» в мире, укрепляют взаимопонимание и доверие. Наблюдатели полагают, что моделью восстановления дипломатическим отношений между Святым престолом и Китаем может стать вьетнамский процесс. В марте прошлого года Ватикан и Ханой достигли договоренности о постоянном представителе и постоянном представительстве Святого престола во Вьетнаме. В декабре на должность полпреда был назначен архиепископ Марек Залевский , ранее являвшийся делегатом-нерезидентом.

Что касается Пекина, то с ним пока что всё более сложно. Если занимавший на тот момент пост вьетнамского президента Во Ван Тхыонг в июле 2023 года посетил Рим, где встретился с папой Франциском, а секретарь Святого престола по связям с государствами архиепископ Пол Галлахер в апреле сего года совершил визит во Вьетнам, то на китайско-ватиканском треке такого уровня контактов не прослеживается. Более того, Ватикан является одним из немногих государств, признающих Тайвань. 20 мая состоялась инаугурация нового президента Тайваня Лай Циндэ . Святой престол отправил на неё своего представителя – апостольского нунция на Филиппинах архиепископа Чарльза Джона Брауна . А после заявления кардинала Паролина о желании открыть в Пекине постоянное представительство МИД Тайваня подверг критике Китай за «неоднократные нарушения» временного соглашения о назначении епископов и «подавление свободы вероисповедания». Такие действия рискуют сыграть негативную роль в диалоге Святого престола с КНР. Хотя нельзя исключать и того, что Пекин все же заинтересован в поддержании дипломатического канала между Ватиканом и Тайбэем, рассчитывая воспользоваться им при необходимости.

Однако главной проблемой восстановления ватикано-китайских дипломатических отношений является статус представителя Святого престола. Апостольский делегат и тем более апостольский нунций в стране своего пребывания контролирует местный епископат (обычно национальную или многонациональную конференцию католических епископов) и играет важную роль в назначении епископов. Во Вьетнаме, который приводят в качестве модели для Китая, существует единая Католическая церковь. Но в самой КНР часть материковых епископов относятся к Китайской католической патриотической ассоциации, а она находится под контролем департамента по работе с Объединенным фронтом Коммунистической партии Китая. Согласится ли Пекин в случае появления постоянного представительства или нунциатуры передать Святому престолу права на ККПА или же Ватикану придется уступить китайским коммунистам по этому вопросу? Время покажет.

Согласятся ли китайские коммунисты передать Ватикану контроль над католиками в Китае?