В отличие от двух постосманских политических проектов Хашимитов и современного Ливана, представленных в этой серии, политический проект Великой Сирии так и не был реализован.
Великая Сирия — это термин, который появлялся в разные эпохи и всегда относился к географической территории, простирающейся от гор Тавр на естественных границах Леванта с Малой Азией, вплоть до юга до египетского Синая. Определение этого термина всегда было расплывчатым, чего и следовало ожидать от понятия, которое всегда возникало из представлений о культуре, но никогда не реализовывалось ни в одном политическом образовании.
Тем не менее, Великая Сирия продолжала вдохновлять множество мыслителей и политиков, которые считали это географическое пространство – фактически большую часть Леванта – составляющим единую культурную и социальную среду, и это должно проявиться в политическом единстве Леванта.
Это отличает идею Великой Сирии от арабского национализма. С этой точки зрения, Великая Сирия была культурной реальностью, а не политическим проектом.
Антун Сааде был самым выдающимся мыслителем 20-го века, который выступал за единую сирийскую культурную и политическую идентичность во всем Леванте. Сааде был казнен в Ливане в 1949 году, но его идеи на протяжении десятилетий вдохновляли ряд политических движений в Сирии и Ливане.
Его мысль была основана на идее о том, что левантийский образ жизни, весьма схожие социальные традиции, общая история и даже близкие вариации арабского акцента объединяют подавляющее большинство левантийских общин и, что не менее важно, делают регион в целом отличается от остального арабского мира и Аль-Машрека.
Это отличает идею Великой Сирии от арабского национализма. С этой точки зрения, Великая Сирия была культурной реальностью, а не политическим проектом.
Идея Сааде и его последователей никогда не пользовалась популярностью среди политической элиты Леванта. Но в некоторой степени элементы идеи «Великой Сирии» просочились в концепцию сирийского отделения «Аль-Баас» (партии Воскресения, которая десятилетиями контролировала Сирию и Ирак).
Однако для Асада Великая Сирия была не просто культурным зонтиком, который должен был быть выражен в политическом проекте; скорее это была сфера сирийского влияния в Леванте.
Президент Хафез аль-Асад, правивший Сирией с 1970 года до своей смерти в 2000 году, в глубине души был арабским националистом, и идеологии, которой он оставался верным до конца своей жизни. Однако в своей политике, особенно в своих успешных попытках в 1980-х и 1990-х годах расширить влияние Сирии на Ливан и внутри многих палестинских политических фракций, Хафез аль-Асад был де-факто сторонником Великой Сирии.
Однако для Асада Великая Сирия была не просто культурным зонтиком, который должен был быть выражен в политическом проекте; скорее это была сфера сирийского влияния в Леванте.
Асад, безусловно, рассматривал выдающуюся роль Сирии в истории Леванта, а также ее демографический размер – намного больший, чем в других странах региона – как опору для своих амбиций в отношении своей страны, режима и семьи. Но точка зрения Асада также основывалась на историческом представлении о Сирии как об ответственности и прерогативах в Леванте, которые вытекают не только из ее демографии и истории, но и из ее роли в геополитике региона, а также, по его мнению, из ее опеки. основной культурной идентичности региона.
Несмотря на свои разногласия, Сааде, Асад и все сторонники «Великой Сирии» в ее вариантах разделяли особенно враждебные взгляды на Запад, особенно на Великобританию и Францию. В их школах мысли западное правление было гораздо более губительным для региона, чем четыре столетия османского правления, потому что, по их мнению, османы, несмотря на свои часто крайне репрессивные махинации с властью и зачастую отказ от модернизации, построили свое правление об объединении Леванта и смягчении различий между его общинами.
С этой точки зрения Великая Сирия представляла собой всеобъемлющую идентичность, выходящую за рамки устаревших сектантских связей. Неудивительно, что самые ярые сторонники Великой Сирии часто были настойчиво светскими.
Напротив, по их мнению, главный успех западного колониализма в регионе заключался в том, что ему удалось за относительно короткий период времени выявить и подчеркнуть различия между левантийскими общинами. Итак, с этой точки зрения Великая Сирия была формой регионального национализма, целью которой было заполнить вакуум, созданный падением Османской империи, в отличие от присутствия Запада, которое Великая Сирия рассматривала как разделение и завоевание Леванта. в основном по сектантскому принципу.
Великая Сирия также концептуально выступала против левантийского сектантства, одной из определяющих социальных характеристик Сирии и Ливана, и часто снисходительно относилась к нему. С этой точки зрения Великая Сирия представляла собой всеобъемлющую идентичность, выходящую за рамки устаревших сектантских связей. Неудивительно, что самые ярые сторонники Великой Сирии часто были настойчиво светскими.
Неспособность Великой Сирии захватить какую-либо левантийскую страну лишила ее того импульса, который приобрели другие политические проекты – например, проекты хашимитов или арабского национализма. Тем не менее, Великая Сирия оставила Леванту три важных наследия.
Первым было чувство виктимизации. Великая Сирия остается в сознании многих, особенно левых групп в Ливане и Сирии, как нереализованный идеал, истинная культурная система координат, против которой сговорились Запад и сектантские силы в регионе. Виктимизация продолжает привлекать Великую Сирию среди групп молодых левантийцев, особенно с учетом тяжелого и проблемного недавнего прошлого как Сирии, так и Ливана.
Второе — заметное присутствие в академических кругах и средствах массовой информации Леванта. Некоторые из учеников и поклонников Сааде заняли весьма влиятельные должности в некоторых ведущих академических институтах Сирии и Ливана и стали заметными голосами в некоторых из самых успешных средств массовой информации в регионе. Вот почему, несмотря на свою относительно нишевую природу идеологии, «Великая Сирия» продолжает находить новые интерпретации в некоторых наиболее успешных сирийских и ливанских СМИ.
Возможно, это последняя из всех левантийских националистических идеологий левого толка за столетие после падения Османской империи, которая продолжает вдохновлять своих приверженцев пламенным рвением и преданностью проекту, который так и не был реализован.
Последнее наследие Великой Сирии — это форма интеллектуальной страсти. Возможно, это последняя из всех левантийских националистических идеологий левого толка за столетие после падения Османской империи, которая продолжает вдохновлять своих приверженцев пламенным рвением и преданностью проекту, который так и не был реализован.
Отказ от ответственности:
Мнения, выраженные авторами в этом разделе, являются их собственными и не обязательно отражают точку зрения Jordan News.
Читать далее Мнение и анализ
Новости Иордании