Как нельзя рассчитывать на оправдание и прощение собственных грехов, так и родители не могут рассчитывать на грехи своих детей. Те отцы, которые не заботятся о порядочности и скромности своих детей, являются детоубийцами, и более жестокими, чем детоубийцы, потому что здесь речь идет о разрушении и смерти души. Поэтому, как будто видишь лошадь, мчащуюся к пропасти, набрасываешь ей на пасть уздечку, сильно поднимаешь ее на задние ноги и часто бьешь ее – что, правда, и есть наказание, но наказание – мать. спасения – так точно то же самое поступайте и с детьми вашими, если они согрешат: свяжите грешника, пока не умилостивите Бога; не отпускай его, чтобы он больше не был связан гневом Божьим. Если вы свяжете, то Бог не будет связывать; если не свяжешь его, то ждут его неизреченные узы.
«О тщеславии и о том, как родителям следует воспитывать детей»:
…Как только ребенок рождается, отец придумывает все возможное, чтобы не упорядочить его жизнь, а украсить его и одеть в золотые украшения и одежду. что ты делаешь, чувак Пожалуйста, носите сами, зачем вы воспитываете ребенка, который еще не вкусил в нем этого безумия? Зачем ты надел ему украшение на шею? Нужен добросовестный учитель, который бы учил ребенка, а не золото. И ты отпускаешь его волосы назад, как у девочки, делая мальчика бодрым и ослабляя его природную силу, с самого начала делая его любителем излишеств и убеждая стремиться к неразумному. Зачем вы организуете против него мощный заговор, зачем заставляете его взять в плен физику?
Я не перестану просить и умолять, чтобы вы превыше всех своих дел заботились об образовании своих детей. Потому что если вы боитесь за своего ребенка, докажите это этим – и без награды вы не останетесь. Послушайте, что говорит Павел: «Если он пребудет в вере, любви и святости, с воздержанием» (1 Тим. 2:15). И если даже ты знаешь за собою тысячу зол, знай, что есть для тебя какое-то утешение от грехов твоих. Воспитывайте борца за Христа! Я не говорю о том, чтобы отвратить его от брака, отправить в пустыню и приготовить к принятию монашеской жизни, я не об этом говорю. Я бы тоже этого хотел и прошу всех принять это звание, но если оно покажется обременительным, я не принуждаю. Воспитайте борца за Христа и научите его с детства, кто есть в мире, бояться Бога.
Если добрые учения запечатлены в еще не окрепшей душе, то никто не сможет стереть их, когда она затвердеет, как это бывает с сургучной печатью. У тебя в нем есть существо еще робкое, дрожащее, боящееся взгляда, слова, всего, чего угодно: употреби свою власть над ним на то, что должно. Ты первым насладишься добрыми плодами, если у тебя будет хороший сын, а потом Бог. Вы работаете на себя.
Каждый из вас – отцы и матери – как художники, с большой тщательностью украшающие изображения и статуи, пусть каждый из вас бережно относится к своим замечательным произведениям. Для живописцев, ежедневно ставящих перед собой картину, покрывающих ее красками, стремящихся к тому, что должно. То же самое делают каменщики, удаляя лишнее и добавляя недостающее. Посему вы, как делающие статуи, употребляете на это все время, какое у нас есть, делая статуи Богу дивными: отнимайте лишнее, а недостающее прибавляйте, и каждый день внимательно наблюдайте за ними, какой талант они имеют от природы; – приумножить, чего не хватает – убрать. И с особой тщательностью отгоняй от них всякий повод к блуду, потому что склонность к этому наиболее вредна для душ молодых людей. Лучше всего, прежде чем он успеет испытать это, научить его трезвиться, преодолевать сон, бодрствовать в молитве, отмечать все свои слова и дела крестным знамением.
Считайте себя царем, у которого есть подвластный вам город – душа ребенка, ибо душа – это поистине город. И как в городе одни воруют, а другие ведут себя честно, одни работают, а другие делают то, что под руку, так и в душе ведут себя разум и мысли: одни борются с преступниками, как воины в городе, другие заботятся всего, что касается тела и дома, как граждане в городах, тогда как другие отдают приказы, как городские власти.
Итак, установите законы для этого города… и внимательно следите за тем, как они соблюдаются. Ее границами и вратами будут четыре чувства, все тело будет как стена, а входами будут глаза, язык, слух, обоняние, если хотите, и чувство. Ибо через эти ворота входят и выходят граждане этого города, и через эти ворота извращаются их мысли и исправляются их мысли.
Пойдем прежде всего к тому входу, который на языке, потому что он самый оживленный, и прежде всех других поставим в нем двери и засовы не из дерева или железа, но из золота… то есть из золота. изречения Божии, как говорит пророк: слово Божие «сладче меда и капель из сот» (Пс. 19, II), «ценнее золота и многих драгоценных камней». И стоит ли нам привыкать к тому, чтобы они были на наших губах и в обращении постоянно: не изредка и между делом, а постоянно?
Первоисточник
По материалам Прямая ссылка