Кто был так называемым «узником Льерены», несчастным заключенным, задержанным испанским правительством за преступления против церкви? Недавно я наткнулся на ветку в Facebook, где обсуждалось значение рисунков свечами, нацарапанных на стене тюремной камеры испанской инквизиции в начале 1500-х годов.
Спонсор этой беседы, организация Ruta Conquistadores, опубликовала фотографии «фрески», которые были скопированы и предоставлены для всеобщего обозрения в Историческом музее Льерены, небольшого городка в испанском регионе Эстремадура.
На рисунках, по-видимому, изображены испанские солдаты, коренные мексиканцы и несколько огромных змей, возможно, украшенных перьями.
Кецалькоатль в калабусе
Кто мог рисовать? завоеватели и Кецалькоатль на стене испанского кабака в столь раннее время?
К счастью, мне удалось связаться с Луисмой Домингес, директором Ruta Conquistadores, которая любезно передала мне объяснения любопытных рисунков, сделанные местным историком Мануэлем Торо и архивариусом Франсиско Матеосом:
«Мы видим множество испанских солдат, которые могут представлять Эрнана Кортеса и его людей. Среди них идет женщина, которая может быть Малинче. Есть очень большой крест, а под ним фигура, которая, как я предполагаю, является автором фрески. На рисунке есть птицы и животные, а также несколько огромных змей. Поскольку у нас в Испании есть только маленькие змеи, я предполагаю, что все эти вещи представляют собой сцены в Америке, возможно, нарисованные солдатом из этого региона, Эстремадуры, который столкнулся с инквизицией».
Домингес считает, что узник Льерены мог быть одним из 500 испанцев, сопровождавших Кортеса в Америку, «но у него была проблема. Он мог быть евреем, ложным новообращенным, и когда он вернулся в Испанию, его посадили в эту тюрьму».
Узник испанской инквизиции
«Мы видим автора этой фрески у подножия креста как кающегося грешника», — говорит Домингес, — «понимающего, что ему придется заплатить за свой грех. Но, похоже, он нарисовал свой собственный образ дважды. Это было истолковано как то, что он изображает себя христианином, но в глубине души он на самом деле еврей. В какой-то момент в Новом Свете, должно быть, обнаружили, что он был ложным новообращенным, и именно за таким человеком охотилась инквизиция».
Домингес говорит, что найти конкистадора в этой части Испании неудивительно. «Почти все люди Кортеса родились здесь, в пределах круга диаметром около 100 километров. Солдатская служба была одним из основных способов жизни в Эстремадуре, и как только мавры были изгнаны, большинство мужчин остались без работы… но затем была открыта Америка!»
Фреска была тихо представлена публике семь лет назад, и с тех пор несколько испанских историков и археологов высказали свое мнение о том, что она собой представляет.
Однако мне не удалось найти комментариев экспертов Нового Света, поэтому я попросил Луисму Домингес прислать мне фотографии рисунков в высоком разрешении, которые он прислал мне в течение дня. Затем я переслал их мексиканскому археологу Франсиско Санчесу, который специализируется на доиспанской идеографической традиции: как коренные народы передавали информацию с помощью изображений.
Человек по имени Снейк
Санчес сразу же обратил мое внимание на нижнюю левую часть рисунка, где мы видим человека в короне с чем-то, что похоже на змею, прикрепленную к его голове. «Это», — сказал он, — «то, что в кодексах называется Именовым Глифом. Это имя этой фигуры. Это может быть Кецалькоатль, но есть много людей, чьи имена связаны со змеей. Сразу за этой фигурой мы видим то, что выглядит как два целующихся человека, но на самом деле это симметричное лицо, лицо, видимое спереди, но вы должны рассмотреть его вблизи. Два силуэта образуют нос, а глаза в двух профилях — это глаза, видимые спереди. Это что-то очень доиспанское. Мы не знаем, кем был этот заключенный или откуда он был, но одно я могу сказать вам наверняка: это был человек, который знал то, что мы называем иконографической традицией миштека-пуэбла, найденной в центре Мексики».
Доиспанские образы
Санчес отметил, что фотографии оригинальной стены показывают, что она очень сильно обветшала. «Поэтому, когда они делали реставрацию, они решили, что было изначально, а что было добавлено позже, и это они отбросили. Это влияет на интерпретацию — но змеи, без сомнения, доиспанские. Испанец не мог их нарисовать».
Так кто же сделал эти изображения? Кто был узником Льерены?
Санчес объяснил мне, что в те дни излюбленным методом убрать кого-то с дороги в Новом Свете — не убивая его — было отправить его в Испанию и поместить в так называемые «секретные» или «вечные» тюрьмы, поддерживаемые инквизицией. Одним из примеров является Нуньо де Гусман, который умер в такой тюремной камере, ожидая королевской аудиенции, которая так и не была предоставлена.
Неизвестная судьба Тенамаксла
«Испанцы также привезли в Испанию множество коренных жителей», — рассказал мне Санчес. «Некоторые из них были дворянами, а некоторые — мятежниками. Последние, конечно, оказались в тюрьмах. Одним из них был Франсиско Тенамакстле, лидер Микстонской войны в 1541 году, который был депортирован в Испанию, а затем исчез из истории, затерявшись во времени…»
Был ли Тенамаксл таинственным узником Ллерены? Давайте начнем расследование!
Джон Пинт живет около Гвадалахары, Халиско, более 30 лет и является автором «Путеводителя по Гуачимонтонесу и окрестностям Западной Мексики» и соавтором «На открытом воздухе в Западной Мексике». Больше его работ можно найти здесь на его сайте.