ТЕМНЫЕ ГОРОДА И КОЛЛЕКЦИЯ СМЫСЛОВ

Эдуардо Бонзатто*, Политический прагматизм

«Тёмные города» — французско-бельгийская серия комиксов, нарисованная Франсуа Шуитеном и написанная Бенуа Петерсом. Первый альбом «Les Murailles de Samaris» вышел в 1983 году, последний — в 2008 году во Франции.
Однако это было не первое произведение, которое я прочитал.
Построенная здесь научная фантастика совершенно отходит от характерных для жанра утопий или антиутопий. Не существует тоталитарных сил, питающих мечты или угнетение. Каждый персонаж рассматривает свое существование как особенность.
Прежде всего, это помогает нам лучше понять огромную ошибку вымышленных повествований о будущем. Сегодня, когда расширение прав и возможностей определяет способ ориентации общества, подавляя любую большую власть во имя личной власти, доступной в виде завоеванных прав, мы можем взглянуть в прошлое и увидеть, как радикально изменилось будущее, исходя из тщательно продуманных проповедей.
Действие сериала происходит на воображаемом континенте, расположенном в параллельном мире, в принципе невидимом для нашего, в котором смешивается множество влияний, от метафизического сюрреализма Хорхе Луиса Борхеса до литературы Жюля Верна (в основном, его необыкновенных путешествий). В серии представлены подробные архитектурные проекты Шуитена для различных «Темных городов», которые в основном представляют собой реинтерпретации или «темные» версии реальных городов, таких как Брюссель в Брюсселе или Пари в Париже.

То, что движет этими персонажами, имеет разную природу. Если еще не сила угнетать, то сила побуждать во внутреннем движении, возникающем через тайну и дискомфорт.
Вымышленная привлекательность, возникающая из сбивающих с толку измерений, параллельных нашему, является фундаментальным ресурсом, позволяющим избежать обычных принципов традиционной научной фантастики, в которых будущее является проблемой или решением. Странные города живут по соседству.

Прочтите все тексты Эдуардо Бонзатто здесь.

Вообще говоря, научная фантастика и ее элементы содержат сильный моральный дискурс о том, что хорошо, а что плохо в будущем. Признаюсь, мне всегда было трудно иметь дело с этими дихотомическими принципами. Когда я нашел в газетном киоске в Сан-Паулу в 1987 году рассказ «Фебр де Урбиканда», вторую книгу из серии «Города», я был тронут его содержательной необычностью. Одна дверь, альбом, открыла другую, еще более неожиданную и уникальную.

Персонажи путешествуют по тайнам городов, как эдосы, поэты с воображением в руках, странно пораженные тем, что они становятся свидетелями, как те, кто читает эти ослепительные графические повествования.
Мое первое прочтение этих вселенных заинтриговало меня до такой степени, что я обратил внимание на то, что будет дальше. Издание, которое я прочитал, было от португальского издательства, 70 изданий, которые в то время можно было найти в некоторых газетных киосках или книжных магазинах. Несколько лет спустя я прочитал «Башню» того же издательства. Миры расширили границы, которых не могло достичь мое воображение. И внутри каждого из них есть и другие необычные ходы.

Следующим альбомом стал The Arquivista, испанское издание гигантского формата, которое сделало его визуальное великолепие, не нуждающееся в печатных словах, чтобы изменить мое восприятие. И вселенные малоизвестных городов перенесли меня в измерения, которые я в то время даже представить себе не мог.

Я еще не понимал удивительных квантовых возможностей и жил в смещенном во времени трехмерном мире. Темные города произвели глубокие изменения в моем восприятии линейного плоского мира. И каждое испытание в этом колониальном мире было необычайным путешествием в неизведанное.
Я с явной радостью вспоминаю, как много лет спустя нашел в каком-то книжном магазине «Менину Инклинаду», в которой персонаж из другого измерения попадает в другой мир, привычная форма которого заставляет ее всегда двигаться наклонно. Визуальная странность этой истории настолько абсурдна, что стопки книг, которые я прочитал, основанные на ерунде, становятся меньше перед лицом нового восприятия.

Итак, каждый альбом предстал передо мной в особые моменты, которые напоминают о чувстве и месте, которое он занимает в моей жизни.
Совсем недавно я нашел в этих новых виртуальных книжных магазинах «Тень человека» в американском издании, восторг от которого ничуть не уменьшился. Я открыл полученную посылку с искренним юношеским волнением.

Женщина, в которую я влюблен, видя, насколько это важно для меня, подарила мне «Теорию Гран-де-Арейя», два тома, импортированные из Португалии, выпущенные издательством Asa.
И вот, недавно он купил оставшиеся альбомы в Германии. Спустя почти 40 лет я снова могу увидеть эту целостную историю, которая также переплетается с историей моей жизни.

Я видел, что недавно французское издательство Casterman выпустило полную серию «Темные города» в 4 очень крутых томах.
Смысл, который запечатлевается в каждом альбоме, имеет основополагающее значение для объяснения моего пути восприятия коллекции и самой жизни как необыкновенной. Это не просто вопрос цены, скорости или доступа, это история, в которой каждый элемент ведет диалог со временем, пространством и измерениями и как люди особым и уникальным образом участвуют в каждой из этих темпоральностей.

*Эдуардо Бонзатто — профессор Федерального университета Южной Баии (UFSB), писатель и композитор.

Следите за политическим прагматизмом на ТвиттерInstagram, а не Facebook

Перейти к эмитенту новости