послушай новости
Антрополог Клаудио Ломниц объединил семь лекций, прочитанных в Национальном колледже Мексики, в блестящую книгу под названием «К политической теологии организованной преступности», которая предлагает несколько аналитических концепций, которые могут быть полезны для новых подходов к взаимодействию между незаконным оборотом наркотиков, Государство и общество, в том числе и здесь, в Боливии.
Основываясь на мексиканском опыте, эссеист показывает, как организованная преступность структурирует «возникающий суверенитет» на больших территориях, формируя «второй суверенитет», параллельный государству.
В значительной степени они добились этого, используя парарелигиозные механизмы, то, что Ломниц называет «шарнирным культом», который объединяет ритуалы насилия, почитание синкретических и темных фигур, атрибуты Сантерии и уголовные кодексы обратной этики или «бунтующая мораль».
Короче говоря, антрополог описывает, как эти сети наркоторговли развили свой собственный сектантский культ, который сопровождает, организует и прикрывает их вооруженную территориальную сферу, снабжая ее системой антиценностей и культурным аппаратом, служащим идеологией.
Эта «теология организованной преступности» имеет свои жреческие иерархии, свой «кастовый дух» и в своем внешнем (или экзотерическом) круге питает творческих деятелей (в основном музыкантов, но также и в других отраслях искусства), которые дают кажущееся подтверждение. к наркокультуре.
Экстраполируя то, что обнаружил Ломниц, на другие страны региона, экспансия Сантерии на различные территории, контролируемые картелями, является симптоматичной, причем также на уровне властей режимов, серьезно обвиняемых в структурном сговоре с незаконным оборотом наркотиков.
Так обстоит дело с правящими олигархиями на Кубе, в Венесуэле и Никарагуа, где предпочтение этих культов полностью заменило старую попытку проникнуть в христианство через «теологию освобождения», столь модную в десятилетия с 60-х по 80-е годы.
В Боливии культурный аппарат, созданный в этом феномене, представлял собой мифологическую манипуляцию пачамамизмом, высокохудожественной реконструкцией коренных андских традиций, лишенной всего трансцендентального содержания и сведенной к чисто имманентному, что привело к своего рода фетишизму природных ресурсов, воздвигнутому в Боливии. вокруг центрального элемента «священной коки».
Таким образом, был достигнут парадоксальный синтез материалистической магической мысли с «солнцами, которые прячутся, и лунами, которые ускользают», сегодня это система опустошенных мифов, которая пытается ненадежно поддерживать себя на оставшихся бастионах «параллельного суверенитета» посреди борьба между свергнутым деспотом и его бывшей бюрократией.
*Мнение, выраженное в этой статье, является исключительной ответственностью автора и не обязательно отражает официальную позицию Publico.bo.