Индия и Пакистан десятилетиями конфликтовали из-за контроля над Кашмиром, за этот регион велись три войны. Как и муж Мисбы, многие другие кашмирские молодые люди также прошли обучение обращению с оружием после переезда в Пакистан во время повстанческого движения. Некоторые боевики не вернулись и поселились в Пакистане, вступив в брак с местными жителями.
В 2010 году индийские чиновники в Джамму и Кашмире начали политику реабилитации кашмирских боевиков в Пакистане, которые отказались от повстанческой деятельности и были готовы вернуться.
Однако план не увенчался успехом. Вернувшимся боевикам было трудно найти работу, их дети столкнулись с трудностями при поступлении в школы, а пакистанским женщинам не разрешили вернуться на родину, и они не смогли получить индийское гражданство.
Исламабад несколько раз заявлял, что готов вернуть пакистанских женщин. Посольство Пакистана в Индии также обратилось к местным властям с письмом с просьбой разрешить этим женщинам посетить свои старые дома.
Активисты и правозащитные группы назвали закон дискриминационным и раскритиковали Нью-Дели за нацеленность на одну религию.
Мисба сказала, что экономические трудности и, что более важно, желание увидеть свою семью сделали ее жизнь «несчастной» в Кашмире, находящемся под управлением Индии.
«Моя жизнь здесь разрушена. Все, что я хочу от правительства, — это депортировать меня обратно. Я никогда не вернусь», — сказала она «This Week in Asia», подчеркнув свое растущее разочарование.
Потеря надежды
Когда Мисбах, у которой есть семилетний ребенок, и другие пакистанские женщины, вышедшие замуж за кашмирских боевиков, пересекли границу Кашмира, находящегося под управлением Индии, они тогда еще не знали, что их поездка будет в один конец. С тех пор они остаются без каких-либо действительных проездных документов.
«Мы приехали с надеждой, что нас ждет лучшая жизнь. Но это было не так», — сказал Мисбах.
В соответствии с политикой реабилитации Джамму и Кашмира бывшим повстанцам и их семьям было разрешено вернуться в Индию только через пограничные контрольно-пропускные пункты в Вагах-Аттари в Пенджабе, контрольно-пропускные пункты Саламабад и Чаккан-да-Баг вдоль линии контроля, разделяющей Кашмир, находящийся под управлением Индии и Пакистана. или через аэропорт Дели.
Сможет ли Шехбаз Шариф разморозить пакистано-индийские отношения, поскольку Кашмир остается камнем преткновения?
Сможет ли Шехбаз Шариф разморозить пакистано-индийские отношения, поскольку Кашмир остается камнем преткновения?
Однако большинство бывших повстанцев и их семьи предпочитали избегать разрешенных маршрутов, чтобы избежать внимания со стороны пакистанских и индийских служб безопасности.
Мисба и ее муж воспользовались маршрутом через Непал.
Тогда власти приняли все семьи, независимо от наличия у них действующих документов. Но когда позже женщины попытались вернуться домой, официальные лица отказали им в новых проездных документах, ссылаясь на соображения безопасности.
«Если мы незаконны, почему они не [the authorities] отправить нас обратно только тогда? Мы бы не столкнулись с такими трудностями», — сказал Мисбах.
В прошлом месяце министр профсоюзов Индии Амит Шах выступил в защиту Закона о внесении поправок в гражданство, назвав жителей территории, которую Дели называет оккупированным Пакистаном Кашмиром (ПК), гражданами Индии, независимо от их религии.
«PoK является частью Индии. Жители ПоК тоже индийцы – будь то индуисты или мусульмане. И индуисты, и мусульмане ПоК — наши собственные», — сказал Шах в кулуарах конклава India Today, ежегодной конференции, проводимой в Дели.
Шейх Шоукат Хусейн, политический обозреватель и профессор международного права и прав человека на пенсии, заявил, что если индийское правительство считает Кашмир, находящийся под управлением Пакистана, частью Индии, оно должно предоставить гражданство пакистанским женщинам, вышедшим замуж за жителей Джамму и Кашмира.
«Многие из этих женщин принадлежат Муззафарабаду. [Pakistani Kashmir’s capital city] который, по утверждению Индии, является частью Индии. Итак, если кто-то путешествовал с той стороны на эту сторону [India-administered Kashmir]то они являются естественными гражданами Индии», — сказал он «This Week in Asia».
«В соответствии со статьей 3 индийской конституции Джамму и Кашмира существует специальный закон, согласно которому эти женщины могут иметь право на постоянное гражданство», — добавил Хусейн.
Однако, учитывая нынешний политический климат, Хусейн заявил, что маловероятно, чтобы Индия либо разрешила этим женщинам поехать на родину, либо предоставила им индийское гражданство.
Министерство внутренних дел Индии не ответило на неоднократные просьбы прокомментировать этот вопрос.
«Я здесь совсем один»
Этим женщинам было нелегко жить в другой культуре, многие из которых позже развелись, оставив их в чужой стране.
Бушра Фарук приехала в Кашмир, находящийся под управлением Индии, в 2012 году со своим мужем, также бывшим боевиком, и двумя детьми. Пара развелась в 2019 году.
“Жизнь – это борьба. Я здесь совсем один со своими детьми», — сказал Бушра, который родом из Музаффарабада на другой стороне границы, но сейчас живет в районе Купвара в Кашмире, находящемся под управлением Индии.
В октябре 2023 года департамент внутренних дел Джамму и Кашмира сформировал комитет высокого уровня для выявления иностранцев, незаконно находившихся в регионе с 1 января 2011 года.
«Если мы незаконно пришли сюда [to Indian-administered Kashmir] затем мы обращаемся к правительству с просьбой депортировать нас. Но правительство не депортирует нас и не выдает нам проездные документы», — сказала Бушра, отметив, что, будучи мусульманкой, она не может подать заявление на получение гражданства в соответствии с Законом о внесении поправок в гражданство.
На протяжении более десяти лет единственное общение таких женщин, как Бушра, со своими семьями было через телефоны.
Общественный активист Нигхат Шафи Пандит, работавший с некоторыми женщинами, сказал, что, к сожалению, никто не прислушивался к их тяжелому положению в течение многих лет.
«Многие из этих женщин после развода были очень уязвимы, и именно тогда мы пришли им на помощь с точки зрения оказания экономической и психологической помощи», — сказал Пандит.
Пандит, председатель Фонда помощи брошенным детям и детям-сиротам HELP, сказала, что она снова обратится к властям, чтобы аргументировать дело женщины.
«Честно говоря, сейчас нам очень сложно разобраться в чем-либо, связанном с Пакистаном. Но я выставлю шею», — сказала она.
Нусрат Рашид, которая также родом из региона Музаффарабад, приехала в Кашмир, находящийся под управлением Индии, в 2008 году и развелась в 2020 году.
«Мне было всего 17 лет, когда я вышла замуж и муж привел меня сюда. Сейчас я просто провожу здесь свои дни», — сказал Нусрат.
Моди приветствует «историческое» решение индийского суда об отмене особого статуса Кашмира
Моди приветствует «историческое» решение индийского суда об отмене особого статуса Кашмира
Мать двух дочерей, Нусрат сказала, что с момента развода она много работала и изо всех сил пыталась свести концы с концами.
Находясь в управляемом Индией Кашмире, Нусрат потеряла отца, а брат Мисбы женился, но ни один из них не смог присоединиться к своим семьям, чтобы отметить это событие.
«Именно через видеозвонок я увидела своего отца в последний раз», — рассказала Нусрат «This Week in Asia» голосом, полным печали.