Май Нгуен/SGN
Папа Франциск сталкивается с растущими разногласиями среди членов Католической церкви по поводу недавних решений – это поистине буря внутренних потрясений – о том, что мнение оппонентов противоречит традиционным учениям Церкви.
Наиболее спорной стала публикация в декабре епископом Ватикана с одобрения Святейшего Отца документа, в котором говорилось о «возможности благословения супружеских пар в ситуациях несоответствия» и однополых пар.
Хотя в документе подчеркивалось, что позиция Церкви в отношении гомосексуализма не изменилась, католическое духовенство и ученые сразу же вызвали негативную реакцию.
Ранее, во время своего 11-летнего срока, Папа удивил многих, когда сказал, что даже атеисты могут попасть в рай, и сказал, что он не осуждает гомосексуалистов, а также имеет мягкий взгляд. Будьте мягче в отношении абортов и повторных браков.
В беседе с Newsweek на прошлой неделе эксперты по вероисповеданию рассматривают эту напряженность как идеологический конфликт между теми членами церкви, которые хотят реформировать ее послание, и теми, кто хочет сохранить ее традиционные учения, отражая более широкую культурную войну между либеральными и консервативными идеалами.
Они говорят, что вместо того, чтобы отходить от основных принципов веры, Папа пытается убедить тех, кто не придерживается традиционных взглядов на семейную жизнь, предложить им лучшее духовное руководство, не стремясь изменить церковное учение.
Однако, по мнению экспертов, хотя инакомыслие будет продолжаться, призывы к его смещению маловероятны, а подлинный раскол в Церкви маловероятен из-за исторической структуры Церкви.
«Фактически он говорит, что церковь должна действовать и сопровождать людей там, где они находятся», — сказала Мишель Диллон, социолог и декан Школы искусств, специализирующейся на католической церкви. — И церковь должна быть пастырской».
Г-жа Диллон сказала, что этот подход призван «признать сложность реалий жизни людей» в современном мире, позволяя духовенству продолжать «работать с ними, чтобы держать их ближе к Богу», рядом с церковью.
В открытом письме против возможности благословения гомосексуалистов, которое появилось в феврале прошлого года, более сотни католических мыслителей призвали Святого Отца «срочно отозвать этот злополучный документ, который противоречит как Библии, так и универсальной и непрерывной традиции церкви». ». Они утверждают, что это равносильно терпению к отношениям, которые «объективно греховны».
Папа без колебаний назвал обвинения протестующей группы «лицемерными», заявив, что они готовы позволить ему благословлять тех, кто эксплуатирует людей, хотя это тоже считается грехом.
Недавно Папа также подвергся критике за предположение, что Украина должна быть готова к переговорам с Россией о мирном решении, но г-жа Диллон сказала, что на самом деле это политический аргумент, а не религиозный. Она объяснила, что взгляд Папы на вторжение исходит из «его приверженности святости жизни, фундаментального убеждения, что война – это нехорошо, и, по сути, усилий, направленных на то, чтобы понять, насколько далеко может зайти мужество украинцев перед лицом ошибок России?
Г-жа Диллон описала это мнение как результат понимания того, «как сильно украинцы пострадали и продолжают страдать».
Другие споры вокруг Папы в основном касаются слов проповедников, которые можно рассматривать как попытку сохранить актуальность церкви в меняющемся мире. Хотя число католиков во всем мире за последнее столетие увеличилось более чем в три раза, соотношение католиков к общей численности населения мира за это время несколько снизилось.
В августе прошлого года Папа раскритиковал «отсталость» некоторых консервативных католиков в Соединённых Штатах, заявив, что они заменили веру политической идеологией.
Епископ Джозеф Стрикленд из Тайлера, штат Техас, отверг обвинения Папы, заявив, что то, что он проповедовал своим последователям, было «пробуждёнными» ценностями, и раскритиковал Папу как один из самых влиятельных голосов, выступающих против идеи однополости. благословения.
Стрикленд был исключен из своей епархии в ноябре прошлого года после расследования. Ватикан не раскрыл, почему решил его отстранить. А Стрикленд сказал, что он «угрожал некоторой силе, которая исходит от истины Евангелия».
Даррел Бок, старший профессор исследований Нового Завета в Далласской теологической семинарии, сказал, что Франциск «представляет собой тенденцию католической церкви, которая имеет тенденцию быть более либеральной и менее традиционной, и поэтому некоторые препятствия возникают с более традиционной точки зрения, пытаясь ориентировать католиков».
Г-жа Диллон сказала, что Папа хочет «найти путь вперед, который мог бы охватывать реальные человеческие проблемы, а не просто осуждение». Однако есть «узкий, но шумный сегмент очень консервативных католиков, даже в Соединенных Штатах…», — сказала она.
Г-жа Диллон назвала католическую доктрину «живой традицией» и сказала, что Фрэнсис хотел обсудить, как интерпретировать учение религии «на основе реалий того времени». Но другие утверждают, что он проявил нетерпимость к разногласиям. «Фактически, на сегодняшний день ни одна католическая доктрина не изменилась», — сказала г-жа Диллон.
Если Папа Иоанн Павел II – считающийся более консервативным Папой – подвергся подобной форме публичного инакомыслия со стороны либеральных епископов, то это происходит в отличие от Папы Франциска, протестующие преувеличивают то, что он делает».
Хотя профессор Даррел Бок считает, что смягчение тона церкви по важным вопросам Фрэнсисом является попыткой сохранить католическую актуальность, это, по крайней мере, понравится видным католикам.
Многие социологические исследования 1990-х годов исследовали, почему геи хотели стать католиками, несмотря на дискриминацию со стороны церкви, и обнаружили, что они рассматривают церковную теологию и ритуалы как «очень важную часть своей жизни».
Но наблюдатели видят, что если разногласия по поводу руководства Папы продолжат расти, более консервативные голоса могут начать движение, призывающее к его замене.
Хотя внутренняя политика может повлиять на выборы Папы, последнее слово в своем выборе остается за конклавом кардиналов, который выбирает нового католического лидера.
Если разногласия станут достаточно очевидными, позиция Папы может быть признана несостоятельной. Неизбежно возникнут вопросы о его здоровье и возможности отречься от престола по таким причинам, как это сделал его предшественник.
Большая часть консервативного несогласия с решениями Папы, судя по всему, исходит из Соединенных Штатов. Многие из подписавших открытое письмо протеста — американцы. Хотя за сотни лет в католической церкви не было значительного раскола, возникает вопрос: не маячит ли на горизонте еще один раскол?
Однако исследователи настроены оптимистично: «Католическая церковь — это не совсем раскольническая церковь», — сказала г-жа Диллон, подчеркнув, что в ней всегда было многообразие. «Для меня разговоры о расколе действительно привлекают внимание, и, по моему мнению, это может стать очень некатолическим мышлением».
Профессор Даррел Бок согласился, заявив: «Католическая церковь устроена очень традиционным и историческим образом, и я не вижу, чтобы она достигла какого-либо абсолютного переломного момента. Вы получите лишь звуки протеста, голоса во внутреннем диалоге внутри Церкви. Все это произошло очень давно».