Эдуардо Бонзатто*, Политический прагматизм
Бразильский университет начал отходить от сложных задач титулов во второй половине 20 века.
Если раньше существовало определенное здоровое беззаконие, то с его усилением институционализации исключение того, что не вписывалось в норму, делало его посредственностью.
Это сведение интеллектуалов к университету привело к чистке некоторых из лучших и наиболее творческих умов в интеллектуальной истории за последние 70 лет.
Здесь я буду иметь дело с тремя из этих мыслителей, которые по разным причинам рассматривались и игнорировались в области академических норм.
Марио Диас Феррейра душ Сантуш (1907–1968) — бразильский философ, переводчик и писатель. Он переводил произведения разных авторов и писал книги на разные темы, изданные под названием «Энциклопедия философских и социальных наук». Он также разработал свою собственную систему, названную «Конкретная философия».
Вилем Флюссер (1920–1991) — чешско-бразильский философ. Самоучка, во время Второй мировой войны, спасаясь от нацизма, он переехал в Бразилию, поселившись в Сан-Паулу, где около 20 лет проработал профессором философии, журналистом, лектором и писателем.
Олаво Луис Пиментель де Карвальо (1947–2022) был бразильским эссеистом, полемистом, влиятельным лицом в области цифровых технологий и идеологом, который также работал журналистом, писателем и астрологом. Его считали интеллектуальным представителем консервативной мысли в Бразилии.
Три мыслителя, свободные от нормативных рамок университета, в достаточной степени самоучки, создавшие фундаментальные теоретические модели интеллектуального наследия, но игнорируемые после 1990-х годов.
Мотивация этого остракизма коренится именно в своеобразном состоянии университетов в неолиберальные времена.
Чтобы понять эту ситуацию, я хочу привести свою собственную академическую траекторию.
Я учился в то время, когда правила, налагаемые международными соглашениями об образовании, которые предусматривали увеличение вакансий при создании частных колледжей и расширение за счет интернализации государственных университетов, требовали, чтобы преподаватели имели степени в соответствующих пропорциях: 30% врачей, 40 % магистров и 30% специалистов. Это справедливо как для государственных, так и для частных университетов.
Затем был открыт ряд вакансий в аспирантуре, что побудило студентов бакалавриата с интересом относиться к этим уровням обучения.
Следует отметить, что требования были снижены, поскольку процессы в этом обучении были срочными.
Когда я учился в аспирантуре, у меня было две возможности для исследований. Первый принес марксистские теории. Эта исследовательская модель очень проста, поскольку теория работает как шкаф с выдвижными ящиками. Таким образом, реальность исследования адаптируется к этому теоретическому кабинету, и результат всегда адекватен. Маловероятно, что исследование, в котором в качестве стимула использовались стипендии, пойдет не так, поскольку с каждой неудачей стипендия больше не будет предлагаться снова.
Другим путем были исследования, связанные с герменевтикой. Здесь положение исследователя было очень нестабильным, так как вопрос интерпретации делал путь исследования весьма неопределенным. Следовательно, это движение считалось элитным, как если бы советники в этой области исследований были высокого уровня, следовательно, принадлежали к высшей и древней касте.
Почти все исследования в государственных университетах имели в качестве теоретической основы этот марксизм, который на самом деле был очень далек от того, что представлял себе Маркс. Это была Библия, которую легко применить к любому явлению.
Результатом стала бедная, ограниченная, но высокомерная университетская реальность, как будто марксист гарантировал высокое академическое признание. И поскольку зоны академических исследований перестраиваются студентами, которые признают доминирование профессоров, эта упрощенная форма стала гегемонистской.
Строго говоря, то, как исследования должны реагировать, связано с тем, что каждое исследование в ходе анализа может создать свою собственную теорию. Таким образом, рефлексивный и открытый менталитет стал бы отличительной чертой университета. Но реальность была совсем другой.
Достаточно быть профессором, поскольку подавляющее большинство исследователей в области истории, философии и т. д. становятся профессорами и их большая мечта – стать профессором государственного университета.
Это робкое заявление, учитывая инвестиции, которые государство вкладывает в эти образования, но результат всегда скромен. Профессора, которые гордятся своим достигнутым положением, которые прилагают все усилия в области подготовки докторантов, не открыты для каких-либо других применений и чье высокомерие ясно указывает на их ненадежную интеллектуальную подготовку.
Профессионал, который не знает о среде поколений, сформировавшей его, и который с предубеждением относится к тем, кто не имеет таких же титулов, как он.
Мариу Феррейра душ Сантуш был одним из величайших бразильских мыслителей, опубликовавшим свои книги под названием «Энциклопедия философских и социальных наук», в которых он создал свою собственную систему под названием «Конкретная философия».
Он был одним из немногих бразильских ученых, изучавших христианский анархизм, активным участником Центра социальной культуры, которым восхищались и читали Эдгард Леуэнрот и Хайме Куберо.
С 1947 года он посвятил себя исключительно философии. Верный анархистской идеологии, он в это время преподавал частным студентам и небольшим неформальным группам:
«Я принципиально никогда не занимал никакой должности ни в одной школе. Я решил с первых лет занять позицию, которая заключалась в том, чтобы никогда не конкурировать за позиции, которые могли бы занять другие. Я всегда решал создать свою позицию, свою позицию без необходимости занимать то место, которое могло бы быть у кого-то другого. Вот почему я не участвую в соревнованиях, никогда не оспаривал и не буду претендовать на какую-либо должность, которую мог бы занять кто-либо».
Конечно, это решение, заслуживающее похвалы, осудило его исчезновение для будущих поколений, имя которых было разделено посредственными и ограниченными учителями. Сегодня его книги снова издаются, но его имя по-прежнему остается привилегией для некоторых неофитов, которые, как и он, презирают ограниченную и скупую академическую среду.
Вилема Флюссера также игнорируют в университетах, особенно на тех курсах, где он мог бы внести наибольший вклад.
Прочтите все тексты Эдуардо Бонзатто здесь.
Его начальная работа была отмечена обсуждением мысли Хайдеггера и влиянием экзистенциализма и феноменологии. Феноменология сыграет важную роль в переходе к более позднему этапу его творчества, на котором он обратил свое внимание на философию коммуникации и художественного производства. Он внес свой вклад в дихотомию истории: период поклонения изображениям и период поклонения текстам, отклонения от которых привели к идолопоклонству и «текстопоклонству». Флюссер — один из наиболее изучаемых бразильских философов во всем мире.
На протяжении 1960-х годов он преподавал философию науки в Политехнической школе USP и философию коммуникации в Высшей школе кино и Школе драматического искусства (EAD), также в Сан-Паулу. Кроме того, он регулярно публикуется в литературном приложении к газете O Estado de S. Paulo и активно участвует в художественной жизни города, сотрудничая с биеннале Сан-Паулу. Он публикует свою первую книгу – Língua e Verdade в 1963 году. Он помогает основать факультет коммуникации и маркетинга в Fundação Armando Alvares Penteado (FAAP) и посвящает большую часть своего времени совершенствованию факультета, проводя популярные занятия, которые, по отчетам, они заполнили театр FAAP. В 1966 году он начал сотрудничество с газетой Frankfurter Allgemeine Zeitung.
Однако в 1970 году, когда в результате университетской реформы все профессора философии USP были добавлены на философский факультет FFLCH, Флюссер, который был профессором Политехнического института, не был повторно принят на работу. Гипотеза о том, что его уход из университета был очередным эпизодом политических репрессий, связанных с действовавшим в то время военным режимом, маловероятна. Большинство членов Департамента весьма критично относились к режиму, в то время как Флюссер среди своих коллег считался консерватором. Судя по всему, непродление его контракта с университетом произошло из-за отсутствия подтверждения академической квалификации.
Из 35 тысяч написанных им страниц до сих пор не опубликовано и десяти процентов. Он держит архивы в Бразилии и Германии открытыми для непредвзятых и невежественных исследователей.
Самоучка по образованию, Олаво де Карвалью особенно ненавистен представителям бразильского академического мира. Информация на таких сайтах, как Википедия, которая должна информировать, полна дисквалификаций. Ненависть, возникающая против мыслителя, имеет два аспекта. Во-первых, его использование социальных сетей. Его курс философии, открытый для всех, полностью оскорбил академические круги. Но на самом деле такие курсы были полезны более чем 500 000 ученых и повлияли на обучение философии больше, чем все университетские курсы вместе взятые, всегда столь элитарные и ограниченные.
Второй факт заключается именно в использовании, которое ему навязал левый политический дискурс, как полемисту, поощрявшему разжигание ненависти.
Выступая против политкорректных речей, всегда невежественная и нечестная воинственность не может смириться с тем, что расходящиеся мысли распространяются безнаказанно.
Бразилия расширения прав и возможностей чувствительна к вопросам, которые остаются за пределами норм, которым каждый должен следовать, а академическая среда, наиболее непримиримая к мыслям, отличным от их собственных, представляет собой коллегию судей и палачей, которые отменяют еретиков.
В своей «Основной истории философии» он представил исследование противоречий таких авторов, как Р. Декарт, Лютер, Гоббс, Макиавелли, Руссо, Кант, Гегель, Дарвин, Ньютон, Маркс, Энгельс, Феод, Ницше, Конт, Грамши, Хоркхаймер. , Адорно, Хабермас, Фромм, Витгенштейн, Деррида, Делёз, Сартр, Хомский, Докинз и другие. Но поскольку в эти дни он использовал бесплатный перевод без официального одобрения университета, его высмеивали за его низкий образовательный уровень. Сам он признался, что очень рано бросил школу и никогда не посещал университет.
Взгляд на отрывки из произведений Олаво де Карвальо может заставить исчезнуть всю критику, обрушивающуюся на него со стороны тех, кто никогда его не читал и кто лишь питается сплетнями в сетях.
«Открытость разуму – это образование. Образование происходит от ex ducere, что означает «вынимать». Через образование душа освобождается от субъективной тюрьмы, от свойственного детскому познавательному эгоцентризму и открывается величию и сложности действительности. Цель воспитания – достижение зрелости. Зрелый человек — spoudaios, о котором говорит Аристотель, — это тот, кто сделал свою душу послушной разуму, сделал принятие реальности своим привычным состоянием ума и позволил себе с помощью этого средства вести свое сообщество к добру. Этот момент имеет решающее значение: никто не может вести сообщество по пути добра, пока не станет зрелым в смысле Аристотеля. Революционные лидеры и интеллектуалы-активисты — это просто незрелые люди, которые проецируют свои субъективные желания, свои страхи и детские иллюзии на общество, производя зло под именем добра».
Застойность бразильской академической науки обрекла каждого из этих мыслителей на своего рода молчание. Он просто не сделал этого с Олаво де Карвальо, потому что сеть бесплатна и распространяет информацию без цензуры, которой хотели бы централизаторы.
И кажется, что каждый раз, когда университетский порядок сокращается бездумными мыслителями, неэлегантными повторителями, воспроизводителями старых теорий, неспособными анализировать игольную фабрику, сонмами невежественных выпускников, врачей, которые все еще действуют как функционально неграмотные, они усиливают друг друга в самореференции, которая может убедить неофитов в том, что они принимают интеллектуальность, но не сопротивляется, когда мы распаковываем все еще девственные области истинных мыслителей без складок.
Не помешает вспомнить другого мыслителя, восставшего в свое время против мракобесия университетской пещеры, Миллора Фернандеса, когда он сказал, что «свободное мышление — это просто мышление».
*Эдуардо Бонзатто — профессор Федерального университета Южной Баии (UFSB), писатель и композитор.
→ ЕСЛИ ТЫ ЗАБЫЛ ТАК ДАЛЕКО… Знайте, что у Pragmatismo нет инвесторов и он не входит в число компаний, получающих государственную рекламу от правительства. Журналистика стоит дорого. Всего за 1 РЕАЛЬНЫЙ реал вы поможете нам платить нашим специалистам и структуре. Ваша поддержка очень важна и укрепляет независимые СМИ. Пожертвовать через пиксель-ключ: [email protected]сильный