» – с радостным ликованием воскресла и обновилась вся природа, наступил великий праздник весны. Красная горка на дворе!
«Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью.
С великой милостью,
С льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебами обильными» – такие песни-веснянки, прославляющие весну и оживление природы пели молодые девицы в этот день.
Фомино воскресенье или Красная горка – первое воскресенье после Пасхи, последний день Пасхальной недели. Свое название праздник получил в память о явлении Иисуса Христа апостолу Фоме, который не верил в чудо Воскресения Христова. Отсюда, кстати и пошло известное выражение – «Фома неверующий».
Фомино воскресенье православный народ отмечал широко и радостно. Это был праздник молодежи. С восхода до заката солнца в окрестностях деревень проходили гулянья, с песнями, хороводами, качаниями на качелях. При этом участие в празднике всех парней и девушек брачного возраста считалось обязательным. Тех, кто отказывался от веселья, награждали обидными прозвищами, высмеивали. По поверью, парень или девушка, не пришедшие на праздник, не найдет себе достойной пары.
Молодые люди, участвовавшие в гуляньях, становились потенциальными женихами и невестами. За ними с интересом наблюдало всё деревенское общество, оценивало их достоинства.
В ряде мест на Фомино воскресенье устраивали свадьбы. Этот день считался счастливым для заключения брака.
В этот день проводили обрядовые действия, связанные с призывами, заклинаниями весны. Эти обряды начинались еще в День памяти Сорока Мучеников, а теперь достигали апогея.
Рано утром, перед восходом солнца, на возвышенном месте за деревней собирались молодые девушки. И в тот миг, когда солнце показывалось над горизонтом, начинали произносить заклятие: «Весна, весна красная, приди, весна, с милостью, с великой благостью!».
Холм, на котором стояли девицы, освещался солнечным светом, красные переливы покрывали землю. Отсюда и пошло народное название праздника «Красная горка».
Данный обряд в разных губерниях имел свои региональные особенности.
Так, в Малороссии, молодежь, высыпав гурьбою на улицу или на зеленый луг, после обрядовых песен начинала водить хоровод.
«…Выбрав симпатичную, миловидную девушку, которая своею красотою и молодостью должна олицетворять весну, украшают её с головы до пят разной зеленью и живыми цветами; на голову ей надевают венок из цветов, сажают на деревянную скамью, вокруг неё ставят различные яства: кувшин с молоком, масло, сыр и т. д., а у ног её кладут несколько венков. Снова начинается хоровод, и «Ляля» — так величают эту девушку, начинает бросаться в своих подруг венками. Многие сохраняют эти венки до следующей весны. Обряд заканчивается тем, что девушки получают из рук своей выбранной подруги все упомянутые выше яства,
которые служат символом ожидаемого плодородия…» – (Н.П. Степанов «Народные праздники на святой Руси», 1899 г.)
За Фоминым воскресеньем следует Фомина неделя, во второй день которой поминают усопших родителей. Этот день называется Радуница. Но об этом я расскажу в другой раз…
Картина Алексея Саврасова «Хоровод в селе». 1874 год.