Фан Лак Донг Куан/SGN
30 апреля 1975 г. – самый мрачный день в истории вьетнамской нации; День, когда всему югу Вьетнама пришлось пережить жестокую месть Вьетконга, день, когда Вьетконг беспощадно отомстил офицерам, солдатам и чиновникам армии Республики Вьетнам, не только тем, кто держал в руках оружие непосредственно на поле боя, но и своим женам и детям.
Слезы, боль и заоблачный траур вызывают Вьетконг с 30 апреля 1975 года, дня, который они назвали «освобождением Юга». Невозможно записать тысячи страниц!
Моя семья принадлежит к «кукольной семье», как они ее называют. После того дня мой отец застрял и не смог вовремя эвакуироваться. В последующие дни отец «отчитался» «учиться 10 дней!» как того требовал в то время Вьетконг. Мой отец также считал верной проводимую Вьетконгом «политику примирения – национальной гармонии, а не мести тем, кто стоит по другую сторону линии фронта». Мой отец был лейтенантом военно-политического подразделения ВВС Республики Вьетнам.
26 июня 1975 года мой отец «предъявился», потом прошло 10 дней, прошел месяц, а вестей от отца все еще не было. Все в семье волнуются, но не знают, у кого и где спросить. Хотя атмосфера в Сайгоне была мрачной и мрачной, никто не осмелился высказаться из-за страха быть заключенным в тюрьму Вьетконгом за обвинение в «реакции» и «противодействии революционному правительству». У Сайгона больше нет ни имени, ни законов, ни морали, ни цивилизации. Сайгон потерял все, потерял все с 11:30 утра 30 апреля 1975 года.
Мой отец был «концентрирован и перевоспитан», как и десятки тысяч офицеров армии Республики Вьетнам в то время, и всей семье пришлось пережить возмездие Вьетконга. Однажды внезапно пришло письмо, отправленное моим отцом из «Ящика поэзии Т, Д» из Ка Тума, Тай Нинь, места священного леса, миазмов, которое в прошлом было полно мин, бомб и токсинов во время войны. Ка Тум ранее был центральной секретной зоной департамента R Вьетконга.
Более чем через неделю мой дом обыскала группа молодых людей с красными лентами на руках. Однажды днем, в июле 1975 года, четверо из них вошли в мой дом с пистолетами за спиной.
– «Прошу всех с этого момента вести себя тихо и подчиняться!» – приказал командир краснознамённой группы.
Я тогда был удивлен и не понимал, что происходит. Они ходят по дому, разглядывая везде и каждый предмет. Увидев прямо посреди дома два книжных шкафа моего отца, они начали взламывать замки и перебирать все книги и фотографии моего отца с момента его службы в армии и до того, как он стал офицером. Они увидели диплом моего отца «Окончание пехотной школы Тху Дык, класс 6-69» и диплом моего отца с прощальным словом.
Они разорвали его на части с ненавистью. Голос лидера группы был злобным: «Ты, Вэй! Зло!” После этого книги, фотографии и вещи моего отца были конфискованы и увезены.
Фан Лак Туен — старший брат моего отца. До 1960 года он был капитаном рейнджеров, но после неудавшегося переворота президента Нго Динь Зьема бежал в Камбоджу и присоединился к Фронту национального освобождения Южного Вьетнама. Он вернулся в Сайгон в августе 1975 года после того, как коммунисты Северного Вьетнама отправили его учиться и получать докторскую степень в Польшу.
После 30 апреля 1975 года ему больше не доверяли. Однако г-н Туен все еще пытался «набрать очки и добиться успехов» вместе со своей южной семьей. Он вернулся, чтобы встретиться с моим дедушкой. Мой дедушка изначально был конфуцианским ученым, главой всей семьи Фан Лак. Он думал, что его сын остался тем же человеком, что и раньше, но незадолго до того, как он смог почувствовать радость воссоединения, Туен остановился в доме семьи Фан Ту Зыонг и вызвал проблемы. Увидев, что мой дедушка вешает в доме Ту Зыонга портрет Конфуция, а также колокол семьи Фан из династии Ле, Туен сказал, словно отдавая приказ:
– «Почему ты вешаешь картину Конфуция? Феодальное имя. Я следил за революцией и теперь возвращаюсь в Сайгон. Если я увижу десять реакционеров против революции, я и их расстреляю! С этого момента мы должны избавиться от этого Ту Дуонга и этой семейной церкви!»
Мой дедушка был удивлен и очень опечален, когда увидел Туена, держащего в руках разорванное изображение Конфуция. С этого дня Туен закрыл семейную церковь Фан. С тех пор мой дед понял это: Туен больше не был ребенком прошлого, а теперь стал коммунистом с политикой Там Во (ни отечества, ни семьи, ни религии).
Он незаметно переехал в другое место в Хоа Хыне на всю оставшуюся жизнь. Он знал, что, несмотря ни на что, ему сейчас почти 80 лет, и он одинок. В 1973 году президент Нгуен Ван Тьеу наградил его Национальной литературной премией.
А мне было тогда 15 лет, возраст есть и учиться. Однако я был вынужден работать «рабочим на ирригации» и был частью «марионеточной семьи, принадлежащей новой экономике». Отменили прописку, лишили еды… Мне пришлось уйти из школы, подальше от дома. В тот день, когда автобус отвез меня и сотни бывших солдат армии Республики Вьетнам на работу бесплатно, автобус двинулся из Бэй Хиен в сторону Ба Кео, в Ку Чи. Я оглянулся на школу Нгуен Тхыонг Хиен и почувствовал грусть. . Поэтому я бросил школу и потерял все свои мечты.
Панама скрывает будущее. Теперь в моих руках мотыги и лопаты… чтобы зачищать дыры от бомб и мины в Кучи, месте, которое раньше было Белым поясом Республики Вьетнам. Машина провезла меня мимо Тхань Онг Нама, Хок Мона, где задержали моего отца с красивой фразой «перевоспитание», мне было крайне грустно.
Это судьба проигравших! Я, как и мой отец, также нахожусь во власти и жестокой мести Вьетконга. Судьба страны и судьба семьи одинаковы. С 30 апреля 1975 года Южный Вьетнам превратился в большую тюрьму.
В то время Вьетконг обманул более 30 миллионов человек на Юге! Спустя 46 лет после того «черного апреля» вьетнамские коммунисты по-прежнему жадны, коварны и всегда угнетают тех, кого они называют «реакционерами», тех, кто осмеливается встать и высказаться за мир из-за стремления к миру. Вьетнамский народ должен жить в условиях свободы, демократии и прав человека, а также защищать и поддерживать истинную мораль вьетнамского народа на протяжении более 4000 лет истории.
Прошло 46 лет, но крики и вопли жителей Донг Тама, Лок Хына… из-за того, что их землю и дома украли, все еще «Как вчера». Прошло 46 лет, но на телах солдат-инвалидов Республики Вьетнам до сих пор остаются шрамы. Им пришлось ползать, просить милостыню и умирать на родине. Когда-то мы стали жертвами так называемого «примирения и гармонии» вьетнамских коммунистов после 30 апреля 1975 года. Пожалуйста, никогда больше не повторяйте ту же ошибку, помните: «Как только вчера».
(Сиэтл, апрель 2021 г.)