Здравствуйте, друзья!

Сейчас идёт Пасхальная, Великая неделя, Светлая седмица – так издавна называли праздничную неделю, которая начиналась в Пасху и заканчивалась на восьмой день, в Фомино воскресенье.

У русского народа сложилась добрая традиция праздновать Пасху в течение семи последующих дней. В церквях и храмах каждый день совершались богослужения. Также проводились особые торжественные обходы селений, которых ждали все крестьяне. Под праздничные пения процессия подходила к часовне, где священник служил молебен, а затем все направлялись к первому крестьянскому дому. Хозяева встречали священника, тот в свою очередь читал молитвы, кадил, кропил все вокруг святой водой. Затем процессия направлялась к следующему дому. По убеждению крестьян, такие молебны способствовали благополучию всего хозяйства и семьи.

Для достижения этой цели крестьяне проводили и множество других обрядовых действий. Например, хозяйки тщательно хранили скатерть с остатками воска, лежавшую на столе во время молебна. Верили, что она снимает проклятие. Возле стола, в это время стояли кадушки с семенами ржи, пшеницы, овса, гороха, картофеля – для обеспечения хорошего урожая.

Когда священник покидал дом, вслед за ним на пороге появлялась группа ребятишек. Они поздравляли хозяев с праздником Пасхи, в ответ получали по крашеному яйцу.
Вечером шли группы молодёжи- парней и девушек. Они также поздравляли хозяев со Светлой Седмицей, произносили «Христос Воскресе». В ответ слышали: «Воистину Воскресе» и также получали по крашеному яйцу. Поэтому пасхальных яиц требовалось заготовить очень много, порой их собирали около месяца, не ели, копили.

Вся Пасхальная неделя была посвящена развлечениям: люди ездили друг к другу в гости, угощались вкусной едой.
На деревенских улицах разворачивались шумные народные гуляния, пели песни, веселились, катались на качелях, устраивали игры с крашеными пасхальными яйцами.

На фото “набирушка” – корзинка с яйцами и восковыми свечками, приготовленная для освящения в церкви. Вологодская губерния, конец XIX в.

В народном понимании Пасхальная неделя ассоциировалась с началом возрождения, обновлением жизни и природы. В это время проводились обрядовые действа, связанные с заключением браков – начинались весенне-летние гулянья парней и девушек, проводились смотры невест.

В разных губерниях нашей страны их проводили по-разному.
Например, в Архангельской губернии, нарядно одетые девушки выходили на улицу и играли в бачу. (Это такая длинная, украшенная росписью палка, которой необходимо сбивать фигурки, установленные на земле.)
На девушек приходило посмотреть большое количество народу, в том числе потенциальные женихи и свекрови.

В Рязанской губернии девицы брачного возраста приглашались на площадь возле церкви, где они стояли некоторое время, что называется напоказ…

Доброй традицией считалось проводить на Пасхальной недели так называемые смотры молодоженов, тем самым закрепляя их новый социальный статус. Во Владимирской губернии, например, молодожены угощали односельчан пирогами и яйцами.
В Костромской губернии в дом к новобрачным приходили замужние женщины. Молодая открывала им дверь и говорила: «Соседушки, голубушки, меня любите и жалуйте, к себе примите в подруженьки». После начиналась весёлая праздничная трапеза.

Здравствуйте, друзья!

Здравствуйте, друзья!