ЖИТИЕ НАШЕ РУССКОЕ

=====================

Без земли да скота крестьянин и хозяином себя не чувствует. Большую часть жизни хлопочет он в поле да досматривает на своём подворье за животинкой. Ох, и трудно мужичку в одиночку в хлевах да сараях управляться! Ну, так на то и смётка имеется – давно он пообвыкся промеж святых-то, наверняка знает, кто ему в том или ином деле пособить может.
Помните? То взмолится, призовёт он себе в помощники Агафью-коровницу, то святого Вукола, а 24 февраля, уж так-то он перед образом священномученика Власия, покровителя рогатого скота и коневодства поклоны бьёт, так-то ему почёт и уважение оказывает!
А коли одному какому святому вдруг по какой причине станет недосуг, мужичок уж и перед другим на колени падает: то святой Василий – «свиной бог» ему помогает, то обопрётся он на любителей лошадей Флора и Лавра, то примется шепотком толковать с Кузьмой и Демьяном, они промеж крестьянства «куриными богами» считаются. Есть ещё и Онисим-овчар, и Никита-гусятник. Оказывается, у всякой божьей тваринки имеется свой заступник.
Но вернёмся к 24 февраля. Как вы уже догадались, день этот называют ВЛАСЬЕВ. С давних-предавних времён, ещё с XI века на Руси воздвигались церкви святого Власия. И в Киеве, и в Новгороде, и в Ярославле. Но вот что любопытно: строились они на тех местах, где когда-то пращуры наши поклонялись дохристианскому языческому скотьему богу Волосу или иначе Велесу, т.е. на его капищах.
Со временем так и стал он для нас, христиан, «коровьим богом» Власием. Рогатую домашнюю скотинку прозвали «власьевым родом», а самих бурёнок – «власьевнами».
Это теперь ни хлевов, ни самих коров по деревням, а раньше-то, бывало, поди, загляни в сарай, где бурёнка обретается, над её стойлом в укромном уголочке пренепременно образок святого Власия сыщется. Без него никак не обойтись. Разве можно без божьего, да без Власьего глазу животинку оставлять?
Правда, у соседей наших, у белорусов, широко праздновался, да и сейчас ещё теплится, праздник «Конское свято». И самым заглавным на нём никто иной, как святой Власий. Это я опять к тому, что воля и сила влияния святого Власия распространялись не только на коровники. Зачастую святой этот на иконах изображён сидящим на коне.

Власьев день у нас праздновался широко и разгульно. Готовилось, конечно, угощение и для животных. К примеру, у нас на Орловщине хозяйки в этот день выпекали «трубницы» – пышки, замешенные не только на муке, но и каше, с добавлением молока. Без пышек этих невозможно было представить Власьев день. Какая ж хозяйка враг своей бурёнке? Ведь печево это скармливали, прежде всего, коровам, остатками старались накормить и другую скотину. А всё для того, чтобы обитатели хлевов и сараев были здоровы, приносили крепкий приплод, а у коров, конечно, чтобы были хорошие удои.
Так и мало того. Всё с той же молитовкой о здравии и приплоде сбивала хозяйка на ручной деревянной маслобойке из собранной загодя сметаны коровье масло. И отправлялась в церкву «помазать Власию губы маслицем». Остудит она в погребе «на льдах» масляный шар, уложит в миску и побежит пошвыдче к заутрене, чтобы до начала службы поставить маслице перед иконой святого Власия да пошептаться с ним: мол, уж ты порадей, святой Власий! «Дай счастья на гладких телушек, на толстых бычков, чтобы со двора шли – играли, а с поля шли – скакали!» Не было на селе храма, в котором не прижился бы образок крестьянского помощника святого Власия.
В этот день было принято так же, как на Агафью и Вукола, опахивать от Скотней Смерти деревню. И опять в обряде этом участвовали только женщины.
Власьевские морозы считаются последними, даже поговорка имеется: «Власий – сшиби рог с зимы». Следом за этими холодами идёт неотступно весна. А всего Власьевских морозов насчитывается семь штук: три до Власия, на Власия и три после Власия.
*
А на вкусненькое припасла я для вас сегодня рецепт тех самых орловских пышек-«трубниц».
На кухне родительской был у нас один секретик. Всё в прошлом.. Корову со двора давным-давно свели, пышки пеку редко, разве что за-ради баловства, поэтому, что ж теперь его таить, рецептик-то?
А дело в том, что кроме молока тесто для этого печева готовилось ещё и на рассоле. Да-да! Не удивляйтесь, на самом обычном маринованном огуречном рассоле. И ещё один добавочный секрет: на помидорном, коли сыщется, рассоле получаются уже и не пышки вовсе, а прям-таки облеманские облеманы, короче, и язык с ними проглотишь.
Бывало, накануне Власьева дня сдёрнет бабушка со столешни свою домотканую скатёрку, пройдётся туда-сюда для порядку по ней острым ножичком – удовлетворит свою неуёмную потребность в чистоте и примется стряпать «трубницы».
Сыщет в чулане «люминивою» макитру, плеснёт в неё стаканчик заранее принесённого из погреба рассолу, вытряхнет на ладонь из деревянной содницы чуть больше чайной ложки соды. На глазок. Он у неё, не смотри, что года, мол, свои давным-давно не помнит, глаз – у неё ещё ого-го – алмаз, а не глаз! – отмерит, так отмерит, на маковое зёрнышко не ошмыгнётся. В это время в макитру лучше не заглядывать – сода выкрасит рассол в такой грязнючий цвет, в пору за порог выливать. Но спешить не надобно, всё идёт своим чередом, и верным путём – так сода гасится рассолом.
Коли вздумаете следовать моему совету, дальше налейте в гранёный стакан – по Марусин поясок, больше не нужно – подсолнечного, а то конопляного, маслица – и в рассол. Столько же сахарку-песочку. И опять – в рассол. Кокнуть пренепременно и одно яичко. Что за печево без яичка-то?
Подоспел черёд мучицы. Её – тоже на глазок. Чем больше муки, – какая ж хозяйка не знает? – тем круче тесто. Собрали всё в макитре, теперь ленится никак нельзя – месите, месите, вымешивайте, коли уж настоящих «трубниц» попробовать хотите.
Руки маслицем смазали, да тесто в пышки-колобки и скатали. Друг от дружки подальше на сковородку посадили да в печь.
Оглянуться не успеешь, уж и вынимай: сверху хрусткая румяная корочка, а мякишь, что твоя сметана!
На загнетку чапельником сковородку выдвини, пышечки – на блюдо, да сразу на стол. До чего же горяченькими хороши! И главное: черстветь, вовсе не черствеют. А может, не успевают?
Да кормлицу, кормилицу на Власьев день не обнесите! Ждёт ведь угощеньица-то, помымыкивает.

ЖИТИЕ НАШЕ РУССКОЕ