Знаменитая кукла Мария открывает новую линию мексиканского ремесла

Традиции ремесла Мексики остаются яркими и сегодня, потому что они одновременно консервативны и новаторские. Они поддерживают связь с прошлым, часто через форму и/или поколения ремесленников в одной семье, но эти же формы и ремесленники развиваются, чтобы реагировать на меняющиеся рынки.

Это слияние работает лучше всего, когда ремесленники находят способы по-новому интерпретировать культуру на своих собственных условиях. Одним из примеров этого является скромная тканевая кукла.

Кукла Мария/Леле известна прежде всего своей уникальной формой лица. (Александр Линарес Гарсия)

Мексика не особенно известна своим изготовлением кукол, хотя об этом есть свидетельства как мезоамериканского, так и колониального периода. Как и везде в мире, цель этих кукол — передать образ общества тем, кто воспитает следующее поколение.

Куклы, как и многие игрушки, всегда делались из всего, что было доступно, хотя ткань не отвечала экономическим требованиям большинства мексиканцев, по крайней мере, до прошлого столетия.

Кукла Мария

Фактически, первым примером «туземной» тканевой куклы, изготовленной вручную для коммерческих целей, является Мария. Она появилась в 1970-х годах, когда многие женщины племени Масауа и Отоми зарабатывали на жизнь на улицах Мехико. Являясь частью программы по улучшению их жизни, куклы представляют собой грубую копию традиционной женщины отоми и/или мазауа, модифицированную для быстрого и простого изготовления.

Тканевые куклы не являются традиционными для рождественских сцен, но эта кукла в Мехико демонстрирует способность ремесленников интегрировать новые идеи на своих условиях (Тельмадаттер/Линарес Гарсиа)

Кукла на какое-то время стала очень успешным уличным предметом, хотя сегодня ее несколько сложнее найти в столице.

Город Амеалько, Керетаро, «взял на себя» производство «Марии» и теперь считается центром торговли. Живущие там ремесленники научились изготавливать куклы у своих родственников в городе, и за последние десятилетия эти широколицые куклы почти полностью стали ассоциироваться с местной общиной Отоми, а некоторые даже утверждали, что кукла была изобретена в городе. Благодаря тому, что образ куклы стал всемирно известным, Мария (или Лелес, как их еще называют) стала основной отраслью промышленности муниципалитета и основой его туризма.

Посещая этот Пуэбло Магико, кажется, что здесь правят куклы. С их фирменными широкими лицами теперь вы можете найти Лелес, одетых по-разному, особенно во время ежегодной городской ярмарки кукол в ноябре. Интересно, что в том же районе есть тканевая кукла с более древней историей, которую до сих пор находят недалеко от Амеалько в Сан-Ильдефонсо-Тултепек. Его тело сделано из двух рулонов ткани, расположенных крест-накрест, к ним добавлены волосы, лицо и одежда.

Куклы Тланези

Отоми Дженовева Перес Паскуаль — жизненно важная сила в кукольной индустрии Amealco. Здесь она держит свернутую тряпичную куклу, которая в этой местности имеет более длинную историю, чем Мария/Леле. (Алехандро Линарес Гарсия)

Успех Мариас вдохновил ряд коренных народов (и других традиционных общин) попробовать свои силы в их изготовлении, особенно в общинах с традициями изготовления текстиля. Основное преимущество кукол состоит в том, что их быстрее и проще изготовить, и их можно продать дешевле, чем замысловато сотканную или вышитую полноразмерную одежду. Куклы могут принести немного денег, пока ремесленники ждут особых клиентов, способных и желающих заплатить тысячи песо за вещь, на изготовление которой ушли месяцы.

Одной из таких общин является крошечная община науа в Сан-Хуан-Тотолсинтла, расположенная на берегу реки Бальсас в Герреро, в тени гигантского подвесного моста, соединяющего Мехико и Акапулько. Глубоко в этой жаркой долине жизнь очень традиционна и очень сложна., жители традиционно зарабатывают на жизнь выращиванием томатов. Хосе Луис Хуарес Бальтасар хотел предоставить местным женщинам (почти все из которых являются домохозяйками) возможность одновременно поддерживать свои семьи и сохранять гордость за свою традиционную идентичность. Результат Сегодня которая производит тканевые куклы, которые можно найти как в повседневной, так и в особенной праздничной одежде. Впервые я встретила Хуареса Бальтазара на ярмарке ремесел, и платье впечатлило меня больше, чем сама кукла. Три года спустя у меня появилась возможность посетить индейцев-пуэбло, и я был впечатлен тем, насколько улучшились их навыки изготовления кукол за такое короткое время.

Куклы Микстекас

Куклы также могут рассказать историю миграции. На другой ярмарке я был удивлен, обнаружив кукол, одетых в одежду Mixtec, на стенде, представляющем Нижнюю Калифорнию. Женщины, которые их сделали, действительно являются микстеками из Оахаки и Пуэблы, но сейчас они живут на севере пустыни, потому что в этом штате произошла миграция для работы на крупных коммерческих месторождениях – настолько большая, что сейчас микстеки являются крупнейшей мексиканской коренной группой в Нижней Калифорнии. . На этой ярмарке Магдалена Рамирес Уэрта из Creaciones Mixtecas Nuumi рассказала мне, что они начали с изготовления Марий, но вскоре перешли к дизайну кукол, отражающему их культуру.

Сапатистские куклы

Семья Пастистан — одна из немногих, кто продолжает изготавливать куклы-сапатисты в память о восстании 1990-х годов в Чьяпасе. Они включают в себя тканевую версию, а также более старую деревянную версию. (Ли Тельмадаттер)

Не все формы изготовления кукол новы, и по крайней мере один из них находится под угрозой исчезновения. Семья Пастистан из Сан-Хуан-Чамула, штат Чьяпас, — одна из немногих, кто до сих пор занимается производством сапатистских кукол. В 1994 году сапатистское движение вырвалось из высокогорья Чьяпан и попало в международные средства массовой информации, а его харизматический лидер Субкоманданте Маркос доказывал, что глобализация угрожает общинам коренных народов. Это привело репортеров и других иностранцев в тогда еще неизвестный Чьяпас, и местные ремесленники быстро поняли, что, одевая местных кукол, как повстанцы, можно заработать деньги. Еще в 2010 году этих сапатистских кукол было легко найти.

Не так сегодня. Воспоминания потускнели, и другие вещи привлекают международное внимание, но эта семья в этом очень традиционном городе продолжает создавать как деревянные, так и тканевые версии сапатистов, а также изображения традиционной одежды. Но купите его, если можете; оно вряд ли переживет следующее поколение.

В качестве недавнего нововведения во многих сообществах различия в стиле и качестве довольно велики. Одним из общих элементов является то, что сама кукла всегда изготавливается из коммерческой ткани (ручное плетение было бы слишком дорогим для этого), и часто меньше внимания уделяется тому, отражает ли оттенок кожи цвет кожи сообщества.

Однако платье всегда безупречно. Изготовление тканевой куклы может быть чем-то новым, но одежда — это всего лишь миниатюрные версии одежды, которую ремесленники шили всю свою жизнь.

Магдалена Рамирес Уэрта демонстрирует куклы, сделанные женщинами-миштеками, изготовленными женщинами-мигрантами из миштекской семьи в Нижней Калифорнии (LeighThelmadatter)

И именно эта одежда в большинстве случаев делает кукол ценными. Для любителей рукоделия и культуры коренных народов покупка кукол предлагает доступный способ поддержать ремесленников. Большинство ремесленников могут (и продают) продавать традиционную одежду, но некоторые из нас, посторонних, могут чувствовать себя некомфортно, надевая что-то вроде полного ансамбля тараумара или вирикута. С куклой вы можете оценить влияние одежды во всей ее полноте, не беспокоясь о культурном присвоении.

Но как их найти и купить?

Как и в случае с другими аутентичными и качественными изделиями ручной работы, необходимо знать, где искать. За исключением Amealco, здесь нет сообществ, специализирующихся на изготовлении кукол, хотя многие из них по-прежнему предлагают их наряду с традиционными товарами. Лучше всего следить за ними на культурных ярмарках, в галереях и магазинах народного искусства.

Независимо от того, являются ли куклы продолжением традиций или инноваций, они нравятся «детям всех возрастов» как своего рода отражение тех, кто их создает, играет и коллекционирует. Это поистине народное искусство.

Ли Тельмадаттер приехала в Мексику более 20 лет назад и влюбилась в эту землю и культуру, в частности в ее ремесла и искусство. Она является автором Мексиканская картонерия: бумага, паста и фиеста (Шиффер 2019). Ее колонка о культуре регулярно появляется на Новости Мексики Ежедневно.

Source link